Испания на русском - русская Испания

Музей Тиссена-Борнемисы - Museo Thyssen-Bornemisza

Мадрид, пр-д del Prado, 8
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Музеи Испании
Телефон: +34 902 760 511 Сайт: www.museothyssen.org

Музей Тиссена-Борнемисы - Museo Thyssen-Bornemisza

Музей находится в старинном особняке - дворце Вильяэрмоса. Этот художественный музей расположен рядом с музеем Прадо и известен как часть «Золотого треугольника искусств» Мадрида, в состав которого также входит музей Прадо и галерея Королевы Софии. Музей Тиссена прекрасно восполняет исторические пробелы в коллекциях «Золотого треугольника». Здесь находятся работы итальянского примитивизма и работы мастеров немецкой, голландской и английской художественных школ, чего нет в музее Прадо. Также в коллекции можно увидеть работы экспрессионистов, импрессионистов, американские и европейские картины, созданные, начиная со второй половине XX века, которые не представлены в галереи Королевы Софии. Коллекция музея Тиссена-Борнемисы состоит из более 1600 картин и в определённый период времени считалась после Британской Королевской коллекции второй крупнейшей частной коллекцией в мире. В 1986 году был проведён конкурс на поиск дома в Европе для размещения увеличившейся коллекции барона Тиссена. В 1992 году его выбор остановился на Испании.

Музей Тиссена-Борнемисы предлагает посетителям обзор искусства с XIII в. до конца XX в. Среди почти тысячи работ на выставке, посетители могут лицезреть основные периоды и школы западного изобразительного искусства. Такие, как ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, романтизм и искусство XIX и XX вв. до музейного поп-арта. Кроме того, работы некоторых культурных движений, не представленных в государственных коллекциях, таких как импрессионизм, фовизм, немецкий экспрессионизм и экспериментальные авангардные течения начала XX века. Уникальной особенностью коллекции музея Тиссена-Борнемисы является важное собрание американской живописи XIX века, которого нет ни в одном другом европейском музеи.

Также коллекция, представленная в музеи, в полной мере даёт представление о вкусах и предпочтениях двух лиц, ответственных за её создание и существование, барона Генриха Тиссена (1875-1947 гг.) и барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921-2002 гг.). Они оба очень хорошо разбирались в художественных традициях Центральной Европы. В собранной коллекции видна их особая любовь к портретам и пейзажам. Это особенно заметно на фоне преобладающих религиозных и исторических картин, представленных в других испанских музеях. В 2004 году баронессой Кармен Тиссен-Борнемисы была доставлена в музей новая коллекция, насчитывающая более трёхсот работ, которые завершают представление стилей и жанров, уже присутствующих в его постоянной коллекции. Кроме этого часть коллекции барона Тиссена представлена 60 работами, находящимися в Национальной галереи искусств Каталонии в Барселоне.
Баронесса Тиссен связана с музеем и сегодня. Она лично принимала решение о выборе розового тона для внутренних стен музея и в мае 2006 года публично протестовала против планов мэра Мадрида Альберто Руиса Галардона из-за перепланировки Пасео дель Прадо, так как считала, что из-за увеличившегося движения, это может привести к повреждению коллекции и внешнего вида музея.
Открытый в 1992 году музей Тиссена-Борнемисы содержит самую большую концентрацию европейской живописи. Это один из самых успешных испанских музеев. В 2012 году его посетило более 1 300 000 человек, что делает его одним из самых посещаемых музеев в мире.

Здание музея

Музей расположен в историческом дворце Вильяэрмоса, находящемся на углу Пасео дель Прадо и Каррера де Сан Херонимо. По заказу Марии Мануэлы Пиньятелли Гонзаго, жены герцога Вильяэрмоса в 1805 году дворец, построенный в XVIII веке, был расширен и реконструирован в неоклассическом стиле по проекту Антонио Лопеса Агуадо. Спустя несколько десятилетий дворец стал одним из самых престижных зданий в Мадриде. Он был известен своими фестивалями и художественными вечерами. В 1844 году здесь были проведены два фортепианных концерта Франца Листа.
Дворец сохранял свои роскошные интерьеры, в том числе зал и частную часовню, вплоть до начала ХХ века, о чем свидетельствует фоторепортаж из журнала 1966 года «Чёрное и белое». Все это было потеряно в 1973 году, когда здание стало банковским филиалом Лопеса Кесада. Здание сильно пострадало от агрессивных преобразований, выполненных по проекту архитектора Фернандо Морено Барберы, который разделил большие залы на офисы. Дворец был полностью разрушен внутри, нетронутым остался только северный коридор, откуда открывается вид на сад. После банкротства банка в 1980 году здание было передано государству, где были проведены несколько выставок соседним музеем Прадо. Из-за некоторых претензий для создания выставочного пространства цель сделать дворец частью Национальной галереи так и не была достигнута.

Однако, как часть соглашения между испанским государством и семьёй Тиссен, дворец был преобразован в новый музей, и его реабилитация в качестве будущей художественной галереи была разработана архитектором Рафаэлем Монео. Из-за разрушений внутренний интерьер дворца не имел больше исторической и художественной ценности, поэтому мог быть полностью реконструирован с использованием самых современных технологий. Самые лучшие преобразования были проведены для картин, представляемых в просторном салоне. Здесь акцент делается на естественный свет фонарей, который контролируется датчиками, а также изменение главного входа, который вернули на первоначальное место, если возвращаться от Каррера де Сан Херонимо к задней стенке дворца. Стало понятно, что этот дворец, имевший свой собственный сад, более подходящий для открытия музея, чтобы приветствовать общественность. Выбор мрамора для пола и розовой штукатурки для стен связан с баронессой Кармен Тиссен. Несмотря на критику, многие ценители искусства считают, что этот цвет даёт больше тепла и воздуха для помещения. Атмосфера музея немного напоминает частные американские музеи. В его атриуме весят портреты баронов Тиссен, короля Испании Хуана Карлоса I и королевы Софии. Здесь же размещены четыре работы Риккардо Макароны, большой гобелен с фамильным гербом баронов, скульптуры Родена, горшечные фикусы и пальмы.

Музей был открыт 8 октября 1992 года в присутствии короля и королевы Испании. В 2004 году к дворцу были присоединены ещё два соседних здания, принадлежащих семейству Гоенече, знатному роду из Наварры. Первое здание было построено графом Гуаки, а второе - герцогиней Гоенече. Эти здания был реконструированы под руководством архитекторов Джозефа Бохигаса, Иньяки Бакеро и Франциско Пла и соединены под углом к дворцу Вильяэрмоса. При объединении зданий были убраны лестницы, ведущие к двум зданиям, чтобы провести глубокие технологические и архитектурные преобразования. Задняя часть особняков Гоенече была не очень привлекательна, поэтому было принято решение реконструировать её в минималистском дизайне белого цвета.
Новый фасад музея с видом на сад охватывает старый и полностью сливается с ним материалами и цветовыми решениями, сохраняя и подчёркивая эстетику первого здания. После пяти лет организации в музеи отдельных выставок, принадлежащих государству и баронессе Кармен Тиссен, в декабре 2009 года было объявлено, что обе коллекции в 2010 году будут представлены вместе, но пока ожидается создание второй коллекции, прежде чем завершится их объединение.

История


История музея начинается в 1988 г. с передачи дворца в аренду для размещения коллекции барона Тиссена и приобретением её испанским правительством в июле 1993 г. Коллекция музея берёт свои истоки с частной коллекции, создание которой началось в 1920 г. бароном Генрихом Тиссеном де Казона. Ранее в 1906 г. его отец барон Август Тиссен (1842-1926 гг.) приобрёл несколько мраморных скульптур Огюста Родена. Из них четыре спустя много лет отправились в коллекцию Кармен Тиссен-Борнемисы и в музей. Одним из источников создания великолепной коллекции европейской живописи стал период Великой депрессии, во время которой барон Генрих смог приобрести в соединённых Штатах из коллекций американских миллионеров изысканные старинные картины. Миллионеры были вынуждены продавать картины, чтобы справиться с финансовым кризисом и уменьшить выплачиваемый ими налог на наследство. Среди картин, приобретённых в этот период наиболее известны и знамениты работы европейских мастеров Доменико Гирландайо «Портрет Джованни Торнабуони» XV века из коллекции Библиотеки Моргана и «Рыцарь» Витторе Карпаччо из коллекции Отто Кана.

В течение нескольких лет с 1926 по 1934 гг. к коллекции Тиссена присоединились несколько лучших картин, таких художников, как Ян ван Эйк, Дюрер, Караваджо и Витторе Карпаччо. На вопрос журналистов о быстром росте коллекции барон ответил, что покупает так много шедевров благодаря краху 29 года и сложной ситуации в Европе в период между двух мировых войн. Многие европейские аристократы и американские магнаты были вынуждены продать свои коллекции, и Тиссен смог приобрести очень редкие работы по разумным ценам. Существует мнение, что коллекция Тиссена расширялась благодаря его близости к Третьему рейху, но барон Тиссен проживал не в Германии, а в Голландии и Швейцарии. Данное ошибочное мнение возникло из-за существования другой ветви баронов Тиссенов, которые работали в промышленности и активно сотрудничали с режимом Третьего рейха.

Коллекция росла так быстро, что в 1930 г. получила место на выставке в Мюнхене. В 1932 г. барон приобрёл особняк Вила Фаворита в Швейцарии у озера Лугано. Он стал его основным местом жительства, и здесь же он открыл галерею, где можно было увидеть коллекцию. В 1937 г. он открыл двери зарождающегося частного музея для посетителей, но вскоре из-за начавшейся Второй мировой войны был вынужден его закрыть. Благодаря его сыну через 10 лет музей открыл свои двери вновь. Сама коллекция впоследствии была расширена сыном Генриха бароном Гансом Генрихом Тиссеном, который собрал большую часть работ из коллекции его родственников и приступил к приобретению новых работ, создав то, что сейчас является одной из лучших в мире частных коллекций произведений искусства.

Второй барон Ганс Генрих Тиссен, ставший популярным в Испании благодаря его браку с известной испанкой Кармен Сервера, продолжил деятельности семьи, собирая, как древнее искусство, так в большом количестве работы импрессионистов, чьих работ до сих пор не было в коллекции из-за слишком консервативного вкуса его отца. Его первой целью было объединить коллекции, которая была разделены между братьями. Эта задача была актуальной до 1980 г., когда он выкупил у сестры работу «Смирение Мадонны» Анджелико Фра, находящуюся сейчас в Барселоне в Национальной галереи искусств Каталонии. Другие части коллекции, принадлежащие братьям барона Бентинк-Тиссен, постигла иная участь, они были проданы с аукциона и разошлись по частным коллекциям в 1995 г. Среди них картина «Амур», написанная Рембрандтом, которая в настоящее время находится в музее Лихтенштейна в Вене.

Желая увеличить наследие отца, барон с 1956 г. присоединился ко многим другим ценителям искусств. Он интенсивно приобретал в год более 100 предметов искусства, не ограничиваясь только картинами. К ним Тиссен также добавил рисунки, акварели, скульптуры, ковры, мебель, предметы из серебра. Частная коллекция стала одной из самых ценных в мире, и, по мнению некоторых специалистов, возможно, самой разнообразной и полной с точки зрения живописи. Но из-за её размеров с начала 1980-х гг. перед бароном встала задача сохранить коллекцию.
В 1985 году барон женился на Кармен «Тита» Сервер, бывшей Мисс Испания 1961 года и ввёл её в искусство коллекционирования. Влияние Кармен сыграло решающую роль в принятии бароном решения о будущем своей коллекции и желание передать её для создания музея именно в Испанию на родину супруги.
Барон хранил свою коллекцию в нескольких домах, в связи, с чем первоначально он решил собрать всю коллекцию в галерее Вилла Фаворита и присвоить ей статус музея. На тот момент в галереи находилось только 300 работ. Барону был предоставлен проект архитектора Джеймса Стирлинга, но он был слишком дорог. Власти Швейцарии не предоставили поддержку, а поток посетителей в галерею был не очень велик, так как менее состоятельные посетители не могли позволить себе использовать лодки через озеро Лугано, чтобы попасть в галерею. Барон принял решение найти другое место для открытия музея, чтобы сохранить свою коллекцию.

Барон Тиссен представил шедевры своей коллекции на выставке в Национальной галерее Лондона. Были изданы каталоги, посвящённые коллекции, ретроспективные изображения представлены в многочисленных книгах. В 1980-х гг. барон Тиссен встал перед выбором, какую страну выбрать для размещения своей коллекции и даже на каком континенте в Северной Америке или Европе. Он представлял свою выставку в годы перестройке даже в Советском Союзе. Наиболее ценные работы были выставлены на обозрение в девяти городах США, в Королевской академии в Лондоне, в Академии Сан-Фернандо в Испании. В Национальной библиотеке в Мадриде в 1986-1987 гг. была показана большая коллекция старинных и современных работ художников. Известие, что барон готов продать свою коллекцию вызвало огромный ажиотаж. Лондон и Бонн проявили интерес к коллекции. Париж предложил организовать галерею «Петит Палэ», из Японии также поступило предложение. Фонд Гетти в Лос-Анджелесе предложил рекордную сумму за коллекцию. Даже парк Диснейленд, расположенный в Орландо штат Флорида, проявил заинтересованность в приобретение коллекции.
Эксперты отметили, что коллекция барона является самой большой аристократической коллекцией, существующей в Европе вместе с Королевской коллекцией в Англии. Но в отличие от последней желает найти для себя постоянное здание. Предложение приобрести коллекцию барона Тиссена было очень привлекательным, и имело несомненную ценность. В ней находились картины работы Пикассо, почти все известные импрессионисты, очень популярные в 80-е годы работы, выполненные в стиле поп-арт.

Тиссен был топ примером коллекционера работ старых мастеров, которые редко поступали для продажи, например Доменико Гирландайо и Ганса Гольбейна Младшего. Для стран, это была последняя возможность приобрести картины стольких гениев за одну операцию, а не покупать их по одной за более высокую цену. Однако бароном были зафиксированы конкретные условия продажи, которые охватывали не только финансовый вопрос. Коллекция должна была сохранить своё имя и профиль семьи барона, для неё должен быть создан музей. Поэтому из предложений было исключено предложение американского миллионера Пола Гетти. Барон Тиссен также отверг сделку с Гетти, потому что они были врагами на аукционах, торгуюсь за одну и ту же работу.
Наконец, испанское правительство получило согласие от барона о передаче коллекции, предложив самые лучшие условия. Правительство предложило открыть музей во дворце Вильяэрмоса рядом с музеем Прадо. Это гарантировало большое количество посетителей и международный интерес к коллекции. В соглашении говорилось, что часть работ будет храниться в Барселоне. В 1986 г. барон подписал соответствующее соглашение с мэром Барселоны Паскуалем Марагали. Общий протокол между бароном и правительством Испанией был подписан в 1988 г. Экономические условия в Испании не позволяли сразу выкупить коллекцию барона, и пока было принято решение о её передачи в аренду на 9 лет, каждый год правительство было обязано платить аренду за её использование. Несмотря на сложные экономические условия, руководство Испании такую культурную ценность как коллекция Тиссена считала важными активами, представляющими культурный интерес. В случае невыполнения договора коллекция должна была быть возращена в Швейцарию. Но правительство Испании хотело создать ещё один государственный музей, и через 5 лет коллекция была выкуплена полностью. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер выразила по поводу заключённого соглашения сожаление и назвала это провалом Великобритании в культурном развитии, так как хотела поместить коллекцию в Доклэндсе в депрессивном районе Лондона, чтобы оживить его. Но барон отказался от их предложения, так как ему не понравился район.

В договоре было предусмотрено, что барон Тиссен должен в течение года убедиться в пригодности здания дворца для размещения коллекции. В 1992 г. одновременно с музеем в монастыре Педралбес открылась галерея, где были представлены работы из коллекции барона, предназначенные для Барселоны. Через год в сентябре 1993 г. барон подписал договор о продаже своей коллекции Испании на ранее оговорённых условиях. 775 работ были проданы за 350 млн. долларов. Стоимость коллекции была намного выше, но барон не преследовал цели получить максимальную прибыль, он хотел сохранить коллекцию в целости и сохранности для потомков. Наряду с коллекцией, представленной в музеи Мадрида, в Барселоне другие части коллекции до сих пор принадлежат семье барона, среди них прекрасная мраморная статуя 1615 г. работы Бернини «Сан-Себастьян».
300 работ, добавленные в экспозиции музея баронессой Кармен Тиссен в 2004 г., также были приобретены правительством Испании. В музее был создан Образовательный центр Тиссена, который должен помочь повысить воспитательную роль музеев. Здесь же проводятся научные исследования, семинары, различные образовательные мероприятия и даже детские праздники.

Коллекция

В музеи Тиссена представлено более 1000 работ в хронологическом порядке, начиная с готической итальянской живописи XIII века и до искусства 1980 г. как абстрактные, так и фигуративные, в непрерывной панораме работ старых мастеров и практически всего авангарда между импрессионизмом и поп-артом, что является очень необычным случаем в европейских музеях. По коллекции музея можно проследить всю эволюцию европейской и американской живописи. Разделы немецкого экспрессионизма и импрессионизма, других течений авангарда в искусстве являются уникальными для художественных музеев Испании. Многие из картин старых мастеров просто отсутствовали в испанских музеях. Картины, принадлежащие старым мастерам, были приобретены в основном бароном Тиссеном старшим, в то время как Ганс Тиссен сосредоточился больше на живописи XIX и XX вв. В результате этого коллекция, которая охватывает 8 веков европейской живописи, не может дать всеобъемлющего представление о каждом веке, а представляет серию важных моментов. Главными моментами коллекции являются объединение ранней европейской живописи в коллекции треченто и кватроченто XIV и XV вв. Это картины Дуче, работы ранних фламандских и голландских художников Ганса Гольбейна и Альбрехта Дюрера. Другими моментами остаются картины художников Ренессанса и барокко, к ним принадлежат работы Себастьяна дель Пьомбо, Рубенса, Караваджо, Ван Дейка, Франса Хальса, Рембрандта, Тициана, Мурильо, портреты Витторе Карпаччо и Доменико Гирландайо. Уникальными моментами коллекции стали картины импрессионистов и пост-импрессионистов Клода Моне, Эдгара Дега, Ван Гога и Огюста Ренуара и шедевры кубизма XX в. Пикассо, Эдварда Хоппера и Пита Мондриана. В 2011 г. баронесса Тиссен из своей коллекции продала картину «Замок» английского художника Джона Констебля.

Итальянский Ренессанс периода XIII-XVI вв.

Этот период представлен готикой, ренессансом и классицизмом XVII в. В первом зале представлены картины Дуччо «Христос и самарянин», Луки де Томма «Поклонение волхвов», две скрижали Бернардо Дадди «Мадонна с младенцем» и «Небольшое распятие», Симоне Мартина «Сан Педро», относящееся к коллекции Кармен Тиссен. Несколько картин художников этого периода Таддео Гадди, Лоренцо Монако и «Смирение Мадонны» Фра Анджелико хранятся в галерее Каталонии в Барселоне. Из картин, принадлежащих к итальянскому кватроченто, можно увидеть «Портрет Джованни Торнабуони» 1489-1490 гг. Доменико Гирландайо, картины Беноццо Гоццоли, «Портрет Гуидобальдо Монтефельтро» Пьеро делла Франческа, «Распятие среди святых» Паоло Уччелло, «Воскресшего Христа» Брамантино, работы Эрколе де Роберти, Козимо Тура, Франческо Боттичини, Альвиза Виварини и Антонелло де Мессины. Картина 1510 г. «Молодой рыцарь» Витторе Карпаччо является ключевой среди работ этого периода. Она считается первым полнометражным портретом в Европе. Он является главным в зале с памятными работами Джованни Беллини, Фра Бартоломео, Пьеро ди Козимо, Бартоломео Венето, Бернардино Луини, Доменико Беккафуми, работы «Красота» Пальма Веккьо и «Прекрасный карондолет и их секретари» Себастьяна дель Пьомбо.

Немецкое Возрождение и искусство Нидерландов

Из работ Немецкого Ренессанса в музеи представлено более 40 картин: «Христос среди врачей» Дюрера, «Нимфа у фонтана» Лукаса Кранаха Старшего, знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна Младшего, «Погребение Христа» Ханса Бургкмаира и две картины «Адам и Ева», «Портрет женщины» Ханса Бальдунга Грина. В этом же разделе находится множество портретов, написанных другими художниками: Альбрехтом Альтдорфером, Гансом Гольбейном Старшим, Бернхардом Стригелом, Кристофером Амбергером, Майклом Вольгемутом.
В разделе, посвящённом фламандской живописи XV и XVI вв., который не сравнится с богатством музея Прадо, находятся несколько работ: единственный пример работы Ян ван Эйка в Испании «Диптих Благовещения Пресвятой Богородицы», «Мадонна с младенцем» Рогира ван дер Вейдена, «Петрус Кристус» и «Поклонение волхвов» Робера Кампена, превосходный портрет Ганса Мемлинга, на обратной стороне которого изображена ваза с цветами с монограммой Христа, который является редким и ранним примером натюрморта. XVI век фламандской живописи представлен предполагаемым портретом Екатерины Арагонской Джона Фландрии, картинами «Адам и Ева» Яна Госсарта, Амвросия Бенсона, «Автопортретом с гвоздикой» Йоса ван Клеве, Йохимом Патиниром, «Призвание Матфея» Маринуса ван Реймерзваеле, Янвом Мостартом, Яном ван Скорелом, «Вращающейся женщиной» Мартина ван Хеемскерка, «Карточной игрой» Лукаса ван Лейдена и Бернардом ван Орли.

Голландское барокко XVII и XVIII вв.

Этот зал с видом на Пасео дель Прадо посвящён портретам, выполненным мастерами Корреджо, Веронезе, Джулио Романо, Бронзино, Пари Бордоне и Франсуа Клуэ. Здесь можно увидеть большое полотно «Похищение Европы» Симона Вуэ, выдающиеся произведения «Святой Иероним» Тициана, две картины Тинторетто, четыре произведения Эль Греко «Непорочное зачатие», «Христос с крестом», «Благовещение», «Лот и его дочери» Орацио Джентилески, знаменитую картину «Святая Екатерина» Караваджо, работу Бассано. Из испанского барокко в зале представлены 2 картины Хосе де Рибера, одна работа Мурильо, натюрморт Хуана ван дер Хамена. Из иностранного барокко - картины Маттиа Прети, Себастьяно Риччи, Герсино, Бернардо Строцци, Франческо Маффея, Жака Линарда, Клода Лоррена, Джулио Карпиони, Карла Маратта, Себастьяна Бурдона, Антуана Ленена.
Картины фламандских живописцев XVII в. включают в себя «портрет молодой женщины с чётками» Рубенса, «Венера в зеркале» Тициана, «Портрет Жака Ле Роя» Ван Дейка, «Портрет Антонии Канис» Корнелиса де Воса, натюрморт с букетом спаржи Яна Фита, «Шторм на Галилейском море» Яна Брейгеля Старшего, картины Давида Тенирса Младшего. Последний зал этого раздела начинается с картины «Поклонение пастухов» Йохима Втеваеля, далее расположена богатая коллекция голландской живописи во главе с Рембрандтом и Франсом Хальсе, представляющими голландское барокко. Здесь же есть несколько работ Говерта Флинка, Фердинанда Бола и Жерара Тер Борха. В соседнем зале висят картины Матиаса Стомера и картина «Исав продаёт своё первородство» Хендрика Тербругхена.
Голландская живопись продолжается пейзажами и бытовыми картинами последователей Франса Хальсе. «Скрипач с напитком» Геррита ван Хонтхорста, жанровой сценой Адриана ван Остаде, «Автопортретом» Яна Стена, пейзажами Якоба Риуздейла, натюрмортами Виллема Калфа, «Совет городской палаты Амстердама» Питера де Хоза, работами Николаса Маса, Питера Йенца Саенредама и Майндерта Хоббема.

Рококо и реализм

В этом зале представлены работы Ватто, Буше, Фрагонара, Жана-Марка Натье, Николы Ланкре Робера, Джованни Баттиста Тьеполо, натюрморт «Кошка» и две другие картины Шардена, «Щекотка» Пьетро Лонги. Венецианская живопись в стиле ведутизма включает в себя работы Микеле Мариески, Франческо Гварди, Бернардо Беллотто, Каналетто,
Следует также упомянуть об английский живописи XVIII в., традиционно игнорирующейся в испанских музеях. Это картины Томаса Гейнсборо, Иоганна Зофани, Томаса Лоуренса. Здесь же находятся три портрета Гойи «Фернандо VII», «Асенсио Юлий», «Дядя». Превосходный переход к романтизму виден на небольшой картине «Арабские всадники» Делакруа, работах Каспара Давида Фридриха и Жерико, реализм - на картинах Курбе,

Импрессионизм и Американская живопись

Коллекция XIX века в музеи завершается импрессионизмом. Здесь можно увидеть наиболее выдающиеся имена Ренуара, Моне, Дега, Пьера Боннара, Ван Гога, Камиля Писсаро, Мане, Берта Моризо. Картины Ван Гога представлены в 4-х видах, начиная от изображения деревни в Овере и заканчивая гравировкой «Едоки картофеля». Из картин Гогена в коллекции музея присутствует только пейзаж, созданный в самом начале его творческого пути. В коллекции Кармен Тиссен есть 8 картин Гогена и несколько любопытных скульптур из керамики. Из работ Тулуза-Лотрека присутствуют две картины, сделанные гуашью и редкие картины маслом. Большая площадь музея отведена для картин американской живописи XVIII и XIX вв., которые мало известны в Европе. Среди работ можно увидеть картины Джона Синглтона Копли, Уинслоу Хомери, Джона Сингера Сарджента, Гилберта Стюарта. Барон собирал эти работы в течение нескольких лет, прежде чем они стали ценными предметами искусства.

XX век

Раздел XX века играет в коллекции музея Тиссена значительную роль, охватывая широкий период искусства прошлого века, и полностью состоит из работ, собранных бароном Гансом Генрихом Тиссеном. Раздел фовизма представлен только жёлтыми цветами Анри Матисса и пейзажем Лондона Андре Дерена. В отличие от него кубизм, немецкий экспрессионизм и русский конструктивизм имеют подавляющее присутствие в этом разделе.
Следует отметить особо множество картин экспрессионистов «Улица с женщиной лёгкого поведения в красном» Эрнста Людвига Кирхнера, «Автопортрет» Макса Бекмана, работы Эмиля Нольде, Эриха Хекеля, Людвига Майднера, Франца Марка. Жемчужиной этого раздела коллекции можно считать «Метрополис» - шедевр Джорджа Гросса, который во времена нацистов был признан дегенеративным искусством, но к счастью, нацизм был уничтожен, а картина и автор заняли достойное место в искусстве.

Розовый цвет на первом этаже, выше меняется на белый, чтобы полностью подчеркнуть представленные работы XX в., выполненные в стиле кубизма, поп-арта и гипперреализма. Примерами аналитического кубизма является работа 1911-1912 гг. «Человек с кларнетом» Пабло Пикассо и «Женщина с мандолиной» 1910 г. Жоржа Брака. Среди картин есть очень много других произведений Пикассо, принадлежащих к голубому периоду в его творчестве 30-х гг. Это и «Арлекин с зеркалом», офорт «Скромная трапеза», эскиз «Девица Д` Авиньон и быки».
Направление сюрреализма тоже широко представлено в этом разделе. Здесь есть работы, выполненные образным и абстрактным способом, характерным для середины прошлого века. Основной период это 1960 - 1980 гг. «Луна над Алабамой» Ричарда Линднера, картина Дэвида Хокни, «Женщина в ванной комнате» Роя Лихтенштейна, «Большая обнажённая № 1» Тома Веселмана. Среди работ можно увидеть и портрет барона Тиссена, написанный в начале 80-х гг. Люсьеном Фрейдом. Эта работа одна из четырёх картин этого автора, принадлежащих музею. Кроме этого список авторов этого раздела состоит из картин «Бал маскарад» Джеймса Энсора, «Серый дом» Марка Шагала, «Номер отеля» Эдварда Хоппера, «Каталонский крестьянин» Жоана Миро, «Мечта» Сальвадора Дали, «Карточная игра» Балтуса, «Экспресс» Роберта Раушенберга.

Здесь можно увидеть работы Эгона Шиле, Джино Северини, Любови Поповой, Ив Танги, Лючио Фонтаны, Джексона Поллока, Августа Маке, Эль Лисицкого, Арчила Горки, Бена Шана, Доменико Гноли, Пита Мондриана, Марка Ротко, Эдварда Мунка, Макса Эрнеста, Альберто Джакометти, Эндрю Вие, Александры Экстер, Генри Мура, Ричарда Эстеса, Фрэнка Стеллы, Курта Швиттерса, Натальи Гончаровой, Кандинского, Оскара Кокошки, Михаила Ларионова, Поля Дельво, Френсиса Бекона, Пауля Клее, Магритта, Фернана Леже, Франтиша Купка, Отто Дикса, Тео ван Доесбурга, Майкла Эндрюса, Рональда Китайя, Лионеля Фейнингера, Ганса Хофмана, Альберто Джакометти, Франсиса Пикабиа, Франка Ауэрбаха, Ласло Мохой-Надь, Роберта Матта, Альберта Глейзеса, Виллема де Кунинга, Леона Кософа.
Многие из этих авторов не представлены в испанских музеях, поэтому их работы можно увидеть, только посетив музей Тиссена-Борнемисы.

Время работы

Со вторника по воскресенье с 10.00 до 19.00
По субботам временные выставки открыты до 21.00
24 и 31 декабря - с 10.00 до 15.00
Понедельник, 1 января, 1 мая и 25 декабря – выходной.

Стоимость

Генеральный билет – 9 €
Сниженный – 6 €
Уникальные экзотические выставки
Генеральный -10 €
Сниженный – 6 €
Музей Тиссена и коллекция Картье
Генеральный – 12 €
Сниженный – 7, 5 €
Сниженная стоимость билетов предусмотрена для пенсионеров с 65 лет и студентов.
Детям до 12 лет в сопровождение взрослых – бесплатно
Для посещения в течение одного дня 3 музеев: музея Прадо, Королевской галереи искусств Королевы Софии и музей Тиссена-Борнемисы:
Генеральный билет – 21,60 €
Билеты можно приобрести
В кассе музея со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.30
В субботу с 10.00 до 20.30.
Билеты можно заказать заранее по телефону + 34 902 76 05 11 с понедельника по пятницу с 9.00 до 20.00 или купить онлайн.

Правила поведения

Нельзя посещать музей с рюкзаками, большими сумками, зонтами, едой, питьём, спортивными принадлежностями.
Необходимо отключать мобильные телефоны.
Нельзя курить и фотографировать.

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.694894122753908, широта - 40.41582644548819
  • Стоимость: См. описание
  • График работы
  • Часы работы: 10.00 - 19.00
  • Выходные дни: См. описание
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах