Испания на русском - русская Испания

Музей Прадо – Museo del Prado

5 / 1 голос
Мадрид, ул. Ruiz de Alarcon, 23
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Музеи Испании
Телефон: +34 913 302 800 Сайт: www.museodelprado.es

Музей Прадо – Museo del Prado

Музей Прадо является одним из крупнейших музеев мира. Он занимает 11 место в мировом рейтинге по количеству посетителей. Наряду с музеем Тиссена-Борнемисы и Королевы Софии Музей Прадо образует «Золотой треугольник искусств» Мадрида. Его основная коллекция состоит из картин европейских мастеров, созданных в период с XVI по XIX вв. Его главная достопримечательность – это широкое присутствие работ Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Рубенса, Босха и Тициана. В музее Прадо находится самая большая коллекция картин этих живописцев из существующих в мире. Также здесь представлены работы Рафаэля, Тинторетто, Веронезе, Мурильо, Сурбарана, Ван Дейка, Риберы, которые прекрасно дополняют главное достояние музея.
Чтобы иметь возможность показать все шедевры, которые хранятся в музее, было решено составить постоянную коллекцию таким образом, чтобы в ней представить только наиболее известные и редкие работы великих мастеров прошлого. В июле 2011 г. при реорганизации, проведённой в музеи, к постоянной экспозиции из 900 картин были добавлены ещё 300. Сейчас в музеи находится более 8600 предметов искусства, среди которых более 950 скульптур, 6400 рисунков, 2400 оттисков, 800 декоративных изделий, 900 монет и 800 медалей. Своим происхождение музей Прадо обязан коллекционерам среди правящей династии, которые собирали предметы искусства на протяжении веков. Коллекция музея отражает личные вкусы испанских королей. Только в XX веке ситуация кардинально изменилась и в коллекции не нашлось места отражению бурных изменений прошлого столетия.

Коллекция музея Прадо состоит в основном из коллекций, собранных в своё время любителями живописи – королями, и многие картины в них были созданы по заказу коронованных особ. Коллекция была дополнена некоторыми новыми работами, которые отличаются от основных по стилю, но они не смогли изменить основной профиль музея. Работы, которые можно увидеть в музеи, восхищались Мане, Тулуз-Лотрек, Ренуар, позже к ним присоединились Матисс, Пикассо, Френсис Бэкон, Антонио Саура, Дали. Живописные школы Фландрии, Италии, особенно Венеции и Испании занимают центральное место в коллекции музея Прадо. За ними следует французская школа не так хорошо представленная, но включающая примеры отличных работ Никола Пуссена и Клода Лоррена. Школа немецкой живописи представлена неравномерно, но здесь есть четыре работы Дюрера и многочисленные портреты, созданные Менгесом, которые считаются главными шедеврами этого художника. Репертуар британской школы живописи ограничивается портретами, а голландской – несколькими произведениями, среди которых есть Рембрандт.
В музее собрана большая коллекция декоративного искусства и выдающаяся коллекция греческих и римских скульптур. Эти коллекции музея Прадо обогащают экспозиции находящихся рядом близлежащих учреждений: Национального археологического музея, Музея декоративного искусства, музея Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо.

Здание

Здание, в котором расположен музей Прадо, первоначально было задумано Хосе Монино Редондо, графом Флоридабланка и первым государственным секретарём короля Карлоса III в качестве королевского кабинета естественной истории в рамках создания ряда новых научных учреждений, создаваемых в связи с начавшейся эпохой Просвещения. Для реконструкции был выбран Салон де Прадо. В качестве ответственного за строительство Карлос III назначил своего любимого архитектора Хуана де Вильянуэва, автора расположенных рядом Королевского ботанического сада и Королевской астрономической обсерватории, носящие название «гора науки».
Архитектурное проектирование текущей галереи было одобрено Карлосом III в 1786 г. Построенное здание будущего музея стало венцом карьеры архитектора Вильянуэва и одной из вершин испанского классицизма. Строительство здания велось во время правления и Карлоса III, и Карлоса IV. Оно было завершено почти в начале XIX в. Приход французских войск в Испанию и начавшаяся война за независимость оставили на здании свой отпечаток. Оно использовалось для размещения кавалерии. После этого периода здание оказалось почти полностью разрушено со следами от пуль. Только благодаря интересу, проявленному к нему королём Фернандо VII, а особенно его второй супруги Исабель де Браганса, восстановление здания началась с 1818 г. Реконструкция проводилась на основании проекта, созданного учеником Вильянуэва Антонио Лопесом Агуадо.

История


19 ноября 1819 г. здесь был торжественно открыт Королевский музей живописи, в котором были представлены лучшие части испанской королевской коллекции, переданные с различных дворцов короля. Первоначально выставка располагалась в трёх комнатах и состояла из 311 картин. Несмотря на то, что в королевской коллекции находились работы самых разных европейских живописцев, были представлены на суд зрителей только работы художников испанской школы. В течение следующих лет выставка пополнялась новыми номерами и произведениями искусства. Сюда попали предметы искусства из музея Тринидада, созданные в своё время из конфискованных предметов искусства по Закону конфискации Мендизабаля 1836 г. Сам музей Тринидад в 1872 г. был полностью поглощён музеем Прадо.

После свержения королевы Испании Изабеллы II в 1868 г., Королевский музей стал национальным, поглотив музей Троицы, тем самым приняв на себя все его функции. Название Национальный музей живописи и скульптуры, принадлежащие когда-то музею Троицы, музей Прадо носил до 1920 г., когда официально получил своё современное название. Одной из коллекций, пополнившей музей Прадо, стала коллекция Музея современного искусства, кроме картин, принадлежащих XX в., ставших основой для созданного музея Королевы Софии. Другие коллекции, пополнившие коллекции Прадо, стали картины из-за рубежа, переданные первоначально в Музей современного искусства, часть коллекции иконографического музея, созданного временно в 1879 г. в том же здание, что и Прадо. Через 10 лет этот музей был расформирован, а его коллекции переданы различным музеям, библиотекам и учреждениям.
Последующее пополнение коллекций музея происходило за счёт стабильной работы музейного депозитария, куда постоянно передаются на хранение картины, принадлежащие частным лицам, государственным учреждениям и даже консульствам и посольствам Испании за рубежом.

В XIX в. музей Прадо находился в достаточно сложном положение, ему не хватало средств и поддержки со стороны правительства, плохо соблюдались меры безопасности. Нахождение в здание музея дровяных печей и поленниц вызывало настороженность многих учёных. Благодаря газетной статье Мариано де Кавиа 1891 г., где было сообщено о пожарах, произошедших в Прадо, местные жители потребовали принять срочные меры по улучшению положения музея.
После 1960 г., когда начался туристический бум, в музее Прадо были проведены необходимые технические преобразования и установлена система мониторинга. В 80-е гг. был поставлен воздушный фильтр и одновременно начата реставрация многих картин Веласкеса. Крыша музея была построена из самых разных материалов, что становилось причиной случайных утечек. В 1995 г. был проведён конкурс на проведение её реконструкции. Конкурс выиграли архитекторы Рафаэль Эрнандес Гиль и Олалкуиага, выполнившие проект между 1996 и 2000 г. В 1995 г. новый проект расширения музея был поручен архитектору Рафаэлю Монео, известному по работе в музее Тиссена-Борнемисы и Национальном музее римского искусства в Мериде.
Коллекции

Коллекция живописи музея превышает более 8600 работ. Из них чуть более 3000, находятся в Королевской коллекции, чуть более 2000 - в музее Троицы, а остальные, более 3500, остаются в фонде, созданном из предметов искусства, интегрированных из музея Тринидад и картин, которые получены в 1971 г. из Музея современного искусства.
Королевская коллекция

Первоначальное ядро коллекции музея Прадо берёт своё начало от испанской монархии. Короли Испании на протяжении веков занимались приобретением живописи известных художников Европы. Картины королевской коллекции хранились в различных дворцах, расположенных по всему Пиренейскому полуострову. Это дворцы в Мадриде, Эль-Пардо, Торре де ла Парада, Буэн Ретиро, Ла Гранха де Сан Ильдефонсо, Аранхуэс, монастыри Эль Эскориал и Исте. Королевская коллекция картин была официально признана во времена правления Филиппа II, так как они часто после смерти монарха распадались на несколько частей. Из коллекции королевы Изабеллы в музее сохранилась редкая картина Сандро Боттичелли «Моление о чаше», которую она передала Королевской часовне Гранады.

Карлос I Габсбург собирал в основном портреты и религиозные работы. В большинстве своём это были работы Тициана. Его сын Филипп II оценил Королевскую коллекцию, как сокровище и чтобы сохранить её, признал неделимой. К картинам, которые собрал его отец, он добавил картины из коллекции своей тёти Марии Венгерской. В коллекцию были добавлены очень важные работы, в том числе значительные живописные полотна Иеронима Босха. Филипп III не имел у себя на службе всемирно известных художников как его отец и дед, но его сын Филипп IV дополнил коллекцию прекрасным оформлением Торре де ла Парада и дворца Буэн Ретиро, построенных во время его правления.
Многие картины, находящиеся сейчас в коллекции Прадо, принадлежат кисти Веласкеса, творившего в течение 40 лет при Филиппе IV, несмотря на критический период в истории Испании, король смог поставить на службу Испании наиболее авторитетных художников того времени в Европе. Лука Джордано был вызван из Неаполя для создания украшений и королевского портрета. Натюрморты художника Джузеппе Рекко считаются самыми лучшими работами неаполитанской живописи XVII в. Запретив расчленение и продажу картин из коллекции, король предотвратил передачу картины «Поклонение волхвов» Рубенса в качестве подарка отцу его жены Марьяны Неубург Филиппу Вильгельму Неубургу, курфюрсту Пфальца. Но не смог предотвратить передачу другой картины «Примирение Исава и Иакова», подаренной Марьяной своему брату Джону Уильяму Неубургу. Картина сейчас находится в Галереи Шляйсхайма.

Во время правления династии Бурбонов при Филиппе V во время пожара 1734 г. в Алькасаре было потеряно очень много шедевров королевской коллекции. На месте дворца, где хранилась коллекция, был построен современный королевский дворец и дворец Ла Граниа. К сохранившейся части коллекции первый король династии Бурбонов вместе со своей женой Элизабетой Фарнезе приобрёл значительное количество картин, представлявших отличные примеры искусства Пуссена и Мурильо, а также коллекцию классических скульптур королевы Швеции Кристины, предназначенных украсить загородный дом. Карлос III приобрёл в 1768 г. картину «Джудит на банкете Олоферна» Рембрандта у маркизы Энсенада. Его сын Карл IV считается покровителем великого художника Гойи. Во время поездки в Италию, будучи ещё князем, в Риме король приобрёл портрет кардинала работы Рафаэля. Во время своего правления он приобрёл большую коллекцию неоклассических картин Хосе де Мадрасо, Хосе Апарисио, Хуана Антонио Рибера, скульптуры Хосе Альвареса Куберо.

Последующее наполеоновское вторжение стало ужасным бедствием для испанского художественного наследия. Жозеф Бонапарт был ответственным за ограбление ювелирного хранилища, где находилась большая коллекция картин, из которых 200 были среднего и малого формата, что позволило их легко транспортировать. Эта коллекция позже была перехвачена герцогом Веллингтоном после битвы Виторио. Герцог обратился к королю Испании с просьбой дать инструкции, куда вернуть картины, но король настоял на том, что коллекция принадлежит тому, кто её нашёл. Герцог ещё раз сказал, что не может принять столь щедрый дар, так как многие картины имеют большое историческое значение для Испании. Но Фердинанд вновь отказался их принять. Таким образом, работа Веласкеса «Продавец воды в Севильи», «Моление о чаши» Корреджо оказались в руках герцога. Некоторые из картин до сих пор хранятся в резиденции «Эпсли Хаус» в Лондоне, а картина «Брак Арнольфини» Яна ван Эйка, вдохновившая Веласкеса на создание картины «Менина» - сейчас в Национальной галерее Лондона.
Позже Фернандо VII по настоянию жены Исабель де Браганса внёс деньги на создание музея Прадо для сохранения Королевской коллекции. 19 ноября 1819 г. музей Прадо был открыт. В Королевском музее, название которого он получил в тот момент, были представлены основные шедевры коллекции испанских королей. Чтобы не возникло проблем с сохранением коллекции, королева выплатила сестре Марии Луизе Фернанде денежную сумму, эквивалентную стоимости принадлежащей ей части коллекции.
Новые поступления

Король Фердинанд через несколько месяцев после инаугурации 5 апреля 1820 г. приобрёл картину «Троица» Хосе де Рибера, заплатив 20 000 реалов художнику Августину Эстеву. Открыв музей, король сразу же сформировал политику, направленную на создание наиболее полной коллекции работ различных художников. Было приобретено более 2300 работ, выполненных акварелью, кроме этого благодаря благотворительности, передачи наследства были существенно дополнены имеющиеся коллекции. Государство старалось укрепить художественное значение музея, поощряя владельцев богатых коллекций, передавать на хранение свои картины в музей, уменьшая им размер налогов или вместо их уплаты. Так в коллекции музея появилась работа Веласкеса «Парикмахер», картины Гойя, Вальдеса Леаля, замечательная работа «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, переданного в 1988 г. фондом предпринимателя Хуана Абелло. В 2005 г. вместо налогов компания «Ферровиал» передала музею шедевр Хуана де Фландеса «Распятие», написанный для алтаря собора Паленсиа.

С 1991 г. была куплена группа работ, среди которых можно выделить натюрморт Санчеса Котана, «Шарманка» Жоржа де Ла Тура, до этого момента работ этого художника в музее не было, басни Эль Греко, «Графиня Чинчон» Франсиско Гойе, что было признано «Приобретением года» по версии журнала «Apollo». В 1881 г. бельгийский барон Фредерик Эмиль д` Эрланжер сделал выдающееся пожертвование для музея, подарив несколько шедевров «Чёрные картины» Гойи, которые были изображены на стенах фермы у реки Манзанареса, где жил художник и перенесённые затем на холст. В 1904 г. было получено наследие Эразу Рамона - 25 картин акварелью XIX в., в том числе работы Мариано Фортуни и Раймонда Мадразо, портрет дамы француза Эрнеста Месонье. Пол Бодри завещал музею картину «Жемчужины и волны», одну из самых ярких в стиле ню, приобретённую на выставке 1863 г. в Париже императрицей Второй империи Евгенией де Монтио.
Полученное пожертвование в 1915 г. от Павла Боша из Барселоны считается самым крупным в истории музея Прадо. Среди 89 работ из этой коллекции представлены работами испанских художников готического стиля и фламандского примитивизма XV и XVI вв., также музеем была получена ценная коллекция монет и медалей. В 1919 г. была приобретена картина «Богоматерь рыцаря Монтеза» из Сан Паоло де Леокадио.

В 1931 г. Педро Фернандес Дуран подарил большую коллекцию рисунков, среди имеющихся на тот момент в музеи 2875 это пожертвование составило одну треть. Среди подаренных работ в музеи Прадо появились первые рисунки неиспанских художников, в том числе Микеланджело, предметы декоративно-прикладного искусства, а также около 100 картин, среди которых прекрасная картина «Богоматерь с младенцем» Роджера ван дер Вейдена, также известная как Мадонна Дурана - и 5 картин Гойи, одна из которых знаменитый «Колосс».
В 1941 г. музей получил грант от Френсиса Камбо, хотя основную часть своей коллекции - 48 фото, он завещал Национальному музею искусства Каталонии в Барселоне. Среди них 3 картины из 4-х Боттичелли «История Настажио в Онести», 2 работы Таддео Гадди, «Семь свободных искусств» – Джованни де Понте, которая помогла заполнить пробелы в начальном периоде национальной художественной галереи музея Прадо. Также музей получил гранты от герцогини Вильяэрмоса, графа Картахена, маркизы Каса-Торрес, герцогов Тарифа и многих других.

Благодаря государственным закупкам в 1969 г. в честь 150-летия со дня основания музея Прадо был приобретён «Конный портрет герцога». В 1974 г. куплен портрет Джовеланоса, в 1976 г. - маркизы де Санта-Крус работы Гойи, в 2003 г. - «Парикмахер Папы» Веласкеса, в 2010 г. картина «Вино по случаю праздника Святого Мартина» Питера Брейгеля Старшего, художника не известного до этого момента. Однако, самой известной работой, которая была передана в Прадо в XX в. была Герника, завещанная Пикассо. Она вошла в постоянную коллекцию в 1981 г. В настоящее время она представлена в музее Королевы Софии.
В 2006 г. музей получил коллекцию Назэро испанского натюрморта, лучшую в мире в своём классе. В музее хранится более 1940 работ различных художников, 9 из которых не были представлены раньше работами такого рода, а вместе с ними целый аспект испанского искусства, который был малоизвестен широкой публики.
Испанская живопись

В музее собрано более 4900 картин, принадлежащих испанским художникам. Эта коллекция является наиболее значительной в мире. Хронологически она представляет работы с XII по XIX вв. Здесь можно увидеть готическую живопись анонимных авторов, работы Бартоломе Бермехо, Фернандо Гальего, Беругуетте. Испанское Возрождение представлено Хуаном де Хуанесом, Педро Мачуке, Хуаном Корреа де Вивар, Фернандо Яньесом из Алмедины, больше всего работ этого периода принадлежит Эль Греко. Самый блестящий период испанской живописи барокко содержит прекрасные примеры практически всех жанров и авторов Хуан Баутиста Майно, Мурильо, Рибера, Сурбарана, Алонсо Кано. Эррера Младшего, Франсиско Ризи, Хосе Антолинеза, Каррено, Антонио де Переда и прежде всего великого испанского художника Веласкеса, собранная коллекция картин которого не имеет аналогов в мире, по количеству шедевров.
XVIII в. подчёркивает обширная коллекция Гойя, включающая все периоды и аспекты его творчества: гравюры, рисунки, в том числе знаменитые чёрные картины - серия из 14 фресок (1819-1823 гг.), в 1874 г. перенесённая на холст. В коллекции этого века собраны разнообразные картины Луиса Парета, считающегося величайшим художником испанского стиля рококо, а также натюрморты Луиса Мелендеса.
Итальянская живопись

Коллекция итальянской живописи состоит из более чем 1000 работ. Здесь можно увидеть несколько ранних работ итальянских живописцев Треченто, Франческо Траини, Джованни да Понте, стиль кватроченто представлен картинами «Алтарь Благовещения» Фра Анджелико, «Смерть Девы» Мантенья, Антонелло де Мессина, «Мадонна с младенцем между двух святых» Джованни Беллини. Живопись стиля Синкуесенто является вершиной итальянского Возрождения. В музее этот период представлен работами Рафаэля «Портрет кардинала», «Ла Перла», «Изумление Сицилии». Всего в коллекции находится 8 работ этого художника, что свидетельствует о престиже, которым он пользовался в Испании, где был высоко оценён и востребован. Также коллекцию пополнили 2 картины последователя Леонардо да Винчи Бернардино Луини со специальной копией Моны Лизы. Среди художников Ренессанса можно увидеть картины Федерико Бароччи, Корреджо, Себастьяно дель Пьомбо, Андреа дель Сарто.

Есть множество работ Бронзино, Франческо Сальвиати, Пармиджанино.
Особую гордость коллекции составляет широкое присутствие картин, принадлежащих венецианской школе, составляющих одну из лучших коллекций, находящихся за пределами Испании. Тициан был любимым художником Карла V и Филиппа II. Один из его шедевров «Конный портрет Карла V в Мюлберге», а также «Даная» представлены в коллекции музея. Также среди картин итальянских художников, можно увидеть работы Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано, и его сыновей Леандро и Франческо, прекурсоры Винченцо Катена. Картины итальянского барокко представлены работами в стиле тенебризма «Победа Давида над Голиафом» Караваджо», «Моисей спасает от воды» Орацио Джентилески и его дочери Артемизи, Батистело, Джованни Серодине, Бернардо Каваллино. Стиль классического болонеза характеризуется картинами «Венера», «Успение Пресвятой Богородицы», «Адонис и Амур» Аннибале Карраччи, работами Гуерсино, Доменичино, Джованни Ланфранко, Гвидо Рени. Декоративные тенденции стиля барокко представлены картинами «Рождество» Пьетро да Кортона, выдающейся группой работ Лука Джоржано, Карло Марата, Алессандро Маньяско, Андреа Ваккаро, Орацио Борджианни, Матиа Претти, Сальватора Розы, Карло Маратта, Фурини Франческо, Бернардо Строцци. В течение ведутиста представлены Каспара ван Виттел, Франческо Батаглиоли, Антонио Джоли.
Фламандская живопись

Фламандский раздел музея является третьим по размеру. Здесь хранится около 1000 работ. Среди них фламандский примитив в лице Робера Кампена, картины «Снятие с креста» Вейдена, работы Ганса Мемлинга, Петруса Кристуса, Дирка Бутса и лучшая в мире коллекция Боско. В музеи хранится 3 шедевра этого художника: триптихи «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Нау Уейн». Эти картины попали в музей из личной коллекции Филиппа II, который был сильно увлечён этим загадочным художником. В этом же разделе представлена большая коллекция картин Йохима Патинира, работы Амвросия Бенсона, Жерара Давида, Яна Госсарта, Яна ван Скорела, Антонио Моро, Питера Кука ван Элста, Квентина Метсиса, Питера Брейгеля Старшего.
В коллекции XVII в. находится более 600 работ. Прадо имеет самую большую коллекцию работ Рубенса около 90 картин. Филипп IV покупал его картины для украшения своих дворцов. В музее также есть более 25 работ ван Дейка, несколько работ Якоба Йорданса, в том числе его автопортрет с семьёй, серия работ «Пять сезонов» Яна Брейгеля Старшего. В музеи Прадо собрана наиболее представительная коллекция фламандской живописи, которую можно сравнить с коллекцией Художественно-исторического музея в Вене.
Французская живопись

Четвёртая часть коллекции представлена 300 работами французских художников. На формирование этой части коллекции большое влияние оказала постоянная война между Испанией и Францией в течение XVI и XVII вв., которая ограничивала творческий обмен. Среди работ XVI и XVII вв. собраны шедевры Пуссена, как «Триумф Давида и Парнаса». От работ Клода Лоррена сохранилось несколько выдающихся пейзажей, есть картины Симона Вуэ, 4 работы Себастьяна Бурдона. Ярким примером стиля тенебризмо стали работы Жоржа де Ла Тура, Валентина де Булона, Луи-Мишеля Ван Лоо, Жана Ранса, Мишеля-Анже Хуассе, Антуана-Франсуа Калле, Гиацинта Риго, Буше и Ватто. Французская часть коллекции остаётся наименее изученной из всех. Здесь есть два женских портрета второй половины XIX в. Эрнеста Месонье, картина Пола Бодри, два портрета Каролуса-Дюрана.
Немецкие картины

Коллекция картин этого раздела представлена 4 шедеврами Альбрехта Дюрера, его автопортретом 1498 г., парой картин «Адама и Евы», 2 любопытными сценами охоты Лукаса Кранаха Старшего, 2 аллегориями Ханса Бальдунга Грина, небольшими картинами Адама Эльсхаймера, большой группой работ Антона Рафаэля Менгса XVIII в., первого живописца короля Карлоса III. В основном это портреты королевской семьи, автопортрет, религиозные картины, интересный портрет «Инфанта Пас де Бурбон» Франца фон Ленбаха.
Голландская живопись

Здесь собраны в основном картины мифологического и религиозного содержания. В коллекции представлено более 100 работ XVII в., среди которых важную роль играет картина Рембрандта «Джудит на банкете Олоферна». Фонд включает в себя голландские натюрморты Питера Класа, 3 работы Виллема Класа, 4 Фернандеса Дурана, натюрморты художника Яна Давидзона де Хема, редкую работу Габриэля Метсю, портрет Жерара дер Борха, несколько картин Адриана ван Остаде, Матиаса Стомера, Хермана ван Сваневелта, Якоба ван Рейсдала, Паулюса Поттера, Соломона де Брея, Яна Боза, Филиппа Ваувермана.
Британская живопись

Раздел английской живописи музея Прадо представлен работами, относящимся к последнему десятилетию XVIII в. и XIX в. Здесь можно увидеть картины Уильяма Хогарта, Джозефа Райта, Уильяма Блейка, пейзажистов Тернера, Констебла. В коллекции собраны работы Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо, Джона Хопнера, Джорджа Ромни, Томаса Лоуренса, Фрэнсиса Котеса, Генри Раебурна, Дэвида Робертса представителя романтизма, Лоуренса Альма-Тадема.

Галерея

Коллекция гравюр и рисунков музея с 2007 г. находится в здание Жеронимос. Они открыты для публики в течение 6 месяцев из-за подверженности работ износу под воздействием света. В этом разделе содержится крупнейшая коллекция рисунков Гойи XIX в. в мире. Рядом с ними можно увидеть коллекцию испанских рисунков из более 3000 оригинальных работ XIX в. В основном они не очень большого размера, но есть большая работа Хуана Гуаса, хранившаяся раньше в музее Троицы. Также здесь можно увидеть эскиз «Изгнание мавров» Алонсо Кано. В коллекции представлены рисунки других испанских художников Франсиско Пачеко, Хосе де Риберы, Баеу-Франциско, Висенте Кардучо.
Среди коллекции есть рисунки итальянских художников «Картина Девы и Святого Луки» Джорджо Вазари, работы Андреа дель Сарто, Полидоро де Караваджо, Гуерсино, Аннибале Карраччи, акварель шведа Андерса Цорна. Можно увидеть несколько рисунков Микеланджело, его набросков при подготовке росписи Сикстинской капеллы, переданные в дар Фернандесом Дюраном в 2004 г.
С 2012 г. музей является постоянным членом Международного консультативного комитета Хранителей государственных коллекций графического искусства, известного как Клуб 50 люксов, в котором каталогизированы наиболее важные коллекции рисунков и гравюр во всём мире.

Скульптура

Скульптурная коллекция музея включает в себя более 900 работ, в дополнение к почти 200 скульптурным фрагментам. Она составлена в основном из бывших королевских коллекций, но в последнее время также были приобретены несколько интересных работ благодаря пожертвованиям частных лиц. Среди последних это коллекция, сделанная в 2000 г. чилийским художником Клаудио Браво, состоящая из 19 греко-римских скульптур. Скульптуры XIX в. попали в коллекцию Прадо в 1971 г. из несуществующего уже музея современного искусства.
Основным фоном этого раздела являются древние римские скульптуры, но представлены также несколько оригинальных греческих скульптур, которые в своё время были приобретены для украшения королевских дворцов и увеличения национального наследия. Здесь можно увидеть примеры архаической греческой скульптуры, важную версию Диадумено из Поликлета, целомудренную Венеру, Спящую Ариадну или Афину Парфенос из Фидии, копии римских скульптур, чьи оригиналы были утеряны. Оригинальные произведения римского периода включают в себя такие известные произведения, как апофеоз Клавдия, группу Сан-Ильдефонсо, являющиеся шедеврами скульптур империи. После последнего расширения в овальном зале, расположенном под залом Менины, можно увидеть великолепные скульптуры муз, принадлежащие Кристине - королеве Швеции.

Вторая по величине группа скульптур принадлежит эпохе Возрождения. Здесь представлены работы Бартоломео Аманатти, Джамболонья, две незавершённые работы «Пандора» и «Эпиметей» Эль Греко. Но главными экспонатами среди этого множества скульптур остаются связанные со скульптором Милана Помпео Леони, в том числе знаменитый Карл V Эль Фурор. В более поздние годы в Италии были приобретены несколько замечательных скульптур Веласкеса.
В залах, посвящённых скульптуре XIX в., находится несколько работ Хосе Альвареса Куберо, Хосе Хинеса, Хосе Лимона, братьев Венансио и Валмитиана Агапита, Мариано Белиуре, Джеронимо Сунола, Августина Керола, Рамона Барба. К работам зарубежных мастеров относятся скульптура «Венера и Марс» итальянца Антонио Канова и «Геба» его главного ученика Адама Тадолини, бюст Изабеллы II Винченцо Гемито, работа Камилло Торреджиани, Мариано Фортуни и Марсал. В зале можно увидеть скульптуру Гермеса, принадлежащую датскому мастеру Торвальдсену, самое выдающееся произведение шведского скульптора Йохана Тобиаса Серджела «Снижение Амура и Психеи», мраморную скульптуру ирландского мастера Джона Генри Фоли, «Меркурий» сэра Чарльза Беннета Витеронджа.

Декоративное искусство

Кроме дофина Трежа, в разделе декоративно-прикладного искусства музея собраны гобелены, доспехи, фарфор, коллекция из 804 медалей с XV по XIX вв., 964 испанских монет из наследия Павла Боша. Особый интерес представляет коллекция полудрагоценных камней, являющаяся одной из самых важных во всём мире. Многие предметы, находящиеся сейчас в этом разделе были получены из казначейства дофина Людовика Французского, умершего в 1711 г. Сокровища, хранящиеся в казначействе, стали составной частью наследства второго сына Филиппа V из Испании. Первый испанский представитель династии Бурбонов получил 169 предметов искусства из 698, хранившихся в Казначействе в 1689 г., но они стали самыми лучшими во всей коллекции. Но почти все из них были изуродованы при ограблении, произошедшем во время французского нашествия и событий начала XX в., что уменьшило их количество до 120. Из них 49 выполнены из горного хрусталя, другие 71 из полудрагоценных камней таких, как лазурит, яшма, змеевик, агат, алебастр, нефрит, халцедон и других необычных материалов. В коллекции собраны также изделия, сделанные из золота, серебра, позолоченные, украшенные богатой эмалью, бисером, драгоценными камнями: гранатом, бирюзой, аметистом, рубинами, сапфирами, бриллиантами и изумрудами. Некоторые из изделий созданы из горного хрусталя мастерами итальянской и парижской школ в XVI и XVII вв. Также есть копии чаш византийских, древнеримских, средневековых, Сасанидской Персии, империи Великих Моголов и Китая. В этом разделе выставки представлены некоторые изделия из кожи, насчитывающие несколько сотен лет.

В коллекции можно увидеть панели, консоли внутренней отделки, сохранившиеся со времени строительства самого здания музея. Многие из изделий, представлены на выставки, организованной в Кейсон дель Буэн Ретиро. Некоторые предметы коллекции принадлежат эпохи древнего Рима, это инкрустированные отделочными камнями изделия, покрытые мраморным полихромным напылением, созданные с помощью редкой техники исполнения, достигшей своего расцвета во времена императора Августа и восстановленная в середине XVI в. во Флоренции и Риме. Особое место в этой коллекции занимают две доски с позолоченными бронзовыми львами подарком Родриго Кальдерона, сделанного Филиппу II и выставленному сейчас в Центральной галерее и отреставрированные в 2008 г. Также здесь можно увидеть львов, поставивших лапу на шар, сделанных из красноватого известняка. Они были созданы Веласкесом во время его второй поездки в Италию для украшения Зеркального зала бывшего королевского дворца в Мадриде, что входило в его обязанности как придворного живописца. Оригинальный набор львов состоял из 12 фигур, сделанных между 1651-1652 гг., из них 7 принадлежат музею Прадо. Ещё четыре льва хранятся в Тронном зале королевского дворца, оставшиеся же серьёзно пострадали во время пожара 1734 г. в Алькасаре. Второй лев, находящейся в музее, является копией, созданной в 2004 г. взамен сильно повреждённого льва, который был копией льва Фламинио Васса 1594 г.
В зале Менины находятся две знаменитые работы Маттео де Лукка «Оболочка Венеры» и «Гермафродит», который стал исключительным случаем, так как его копия была такого качества, что она превзошла оригинал.

Деятельность

В Музее Прадо есть большое количество исследователей в различных областях сохранения и установления партнёрских отношений с другими авторитетными исследователями и историками искусства для развития некоторых из наиболее важных проектов. Кроме того, постоянно издаётся бюллетень, в котором авторы рассказывают о непредставленных работах музея, а также большое количество выставочных каталогов и журналов, описывающих большие коллекции. В музее имеется своя химическая лаборатория и технический отдел, где проводятся исследования, связанные с сохранением и реставрацией художественного наследия. В музеи организуются образовательные курсы, международные конференции и симпозиумы. В здании Кейсон дель Буэн Ретиро создан Музейный Центр исследований, обеспечивающий научную работу музея Прадо. В музеи проводится много временных выставок, организуемых совместно с другими музеями мира и связанными с основной коллекцией музея или дополняя её. В Прадо часто организуются выставки средневековой живописи XIX в., посвящённые работам самых значительных художников этого периода. Одной из первых таких выставок стала выставка, посвящённая живописцу Эль Греко. Последующие выставки были посвящены художникам, которые не были полностью представлены или представлены недостаточно Вермеру, Тернеру, Рембрандту.

С ноября 2007 г. после открытия расширенной Картинной галереи в музеи была разработана новая выставочная политика, которая позволили организовать в залах музея выставки работ современных художников. За это время была проведена фотовыставка Томаса Струса. Но из-за королевского указа 1995 г., разграничившего коллекции музеев Королевы Софии и Прадо по году рождения
Пикассо 1881 г., работы некоторых художников, созданных после этого года, не могут быть представлены на выставках в музее Прадо. С 2009 г. в музеи были организованы временные выставки при участии Лувра, музея изящных искусств Бостона, Рийксмузея, Ватикана, музея А. С. Пушкина.
В музеи проводятся концерты, спектакли, организуются показы документальных и художественных фильмов в дополнении к выставкам, проводятся лекции, по тематике временных выставок.
Список раритетов

Ни в одном музеи мира нет такого количества работ, выполненных известными живописцами прошлого. В музее представлены 36 картин и 2 скульптуры работы Эль Греко, 48 картин, не входящих в каталог, и почти все основные работы Веласкеса, необыкновенные по технике исполнения 152 картины и гобелены Гойи, почти 200 работ, в том числе рисунки и картины Эдуардо Росалеса, 40 работ Тициана, более 70 картин Лука Джордано, работы Сурбарана. Музей имеет лучшую коллекцию работ Майно, чьему искусству была посвящена ретроспективная выставка 2009 г. Среди шедевров здесь хранятся 6 картин Боско, несколько картин Патинира, почти 100 работ Рубенса, некоторые созданы в союзе с другими художниками, 51 картина Банка и 15 картин Антонио Моро.
Здесь можно увидеть картину «Ла Глория», написанную Тицианом для Карла V, которую он забрал с собой в монастырь Иста в Касересе, портрет императрицы Мишеля Кокси, Конный портрет королевы Маргариты Веласкеса. Можно увидеть прекрасное ювелирное изделие, состоящее из двух самых известных ценностей Ювелирной короны Испании с жемчужиной, называемой Перегрина и алмазом Эль Эстанке, обработанного предположительно Якобом да Треззо Низзоло, также известного в Испании как Якометрезо. Знаменитая Дама де Эльче была получена музеем Прадо в 1941 г. от правительства Виши маршала Петена в обмен на одну из картин Веласкеса. Картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» Варфоломея Стробела Младшего выставлена на первом этаже здания Вильянуэв напротив центрального лифта и является самой длинной картиной, превышая картину «Аллегория», подаренную музею королевой Исабелой Браганса.
В музей Прадо можно попасть через 3 входа: Пуэрта де лос Херонимос, Пуэрта де Мурильо, Пуэрта де Гойя
Время работы

С понедельника по воскресенье с 10 до 20
Воскресенье и праздничные дни с 10 до 19
1 января, 1 мая, 25 декабря – закрыто
24, 31 декабря, 6 января – с 10 до 14
Кассы закрываются за 30 мин до закрытия. Залы - за 10 мин.
Стоимость

Общий билет – 12 €
Билет с официальным проспектом музея – 22 €
Проспект музея - это официальное издание с более 400 иллюстрациями коллекции, незаменимый помощник для экскурсий и прекрасный сувенир на память.
Для членов многодетной семьи, лиц старше 65 лет при предъявлении документа – 6 €
Лицам до 18 лет, журналистам, гидам, студентам с 18 до 25 лет, безработным, лицам с ограниченными возможностями – бесплатно
Бесплатное посещение только постоянной коллекции со вторника по субботу с 18.00 до 20.00, по воскресеньям с 17.00 до 19.00, 19 ноября и в Международный день музеев.
На временные выставки льготы не распространяются.
Карта для посещения всех музеев – 36, 06 €
Абонементная карта «Пасео дель Арте» для одного посещения музея Тиссена-Борнемисы, Королевы Софии и Прадо – 21, 60 €.
Входной билет в автомате по кредитным картам – 10 €
Предварительная продажа билетов тел./факс + 34 902 107 077
Билет для групп один человек – 10 €
Покупка билетов для групп осуществляется за 24 ч и требует указание дня и времени посещения.
Аудио-гиды доступны на английском, французском, немецком и итальянском языках.
Стоимость аудио-гида
Постоянная коллекция – 3, 50 €
Временные выставки – 3, 50 €
Постоянная коллекция + временная выставка – 5 €
Для групп аудио-гид для одного человека – 1 €
Дополнительные услуги

Кафе «Прадо»
С 10 до 19.30
24 декабря, 31 декабря и 6 января с 10 до 13.30
Магазин сувениров и книг «Прадо»

Ежедневно с 09.00 до 19.30
24 декабря, 31 декабря и 6 января с 10.00 до 13.30
В музеи есть камера хранения и гардероб. Можно бесплатно воспользоваться тростями, инвалидными колясками и детскими колясками. Также зрительный зал – вместимостью 414 человек и конференц-зал на 48 мест.
Музей можно посещать с грудными детьми, здесь есть зал грудного кормления, места для смены подгузников. Создан прекрасный доступ для лиц с ограниченными возможностями: лифты, туалеты, пандусы и платформы.

Рекомендации

Сохраняйте входной билет в течение всего посещения.
Не пользуйтесь мобильным телефоном.
Наибольшее количество посетителей в музее с 11 до 13.30
Нельзя производить видео- и фотосъёмку в залах.
Проносить крупногабаритные сумки и свёртки, зонты, другие режущие и колющие предметы.
Пить и есть в помещение.

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.692041465606735, широта - 40.41378440676834
  • Стоимость: См. описание
  • График работы
  • Перерыв: См. описание
  • Часы работы: См. описание
  • Выходные дни: См. описание
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сегодня 26 сентября — 00
Сегодня 09 октября — 00
19 декабря [чт]
01 января [вт]

Все события

Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах