Испания на русском - русская Испания

Королевская академия изящных искусств - Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

Мадрид, ул. Alcala, 13
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Музеи Испании
Телефон: + 34 915 240 864 Факс: + 34 915 241 034 Сайт: www.realacademiabellasartessanfernando.com

Королевская академия изящных искусств - Real Academia de Bellas Artes de San Fernando


Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (RABASF) официально создана 12 апреля 1752 г. под патронажем короля Испании как образовательное учреждение, ставшее частью Института Испании. Происхождение академии связано непосредственно с эпохой Просвещения.  В 1744 г. в залах Нового дворца первым скульптором короля Хуаном Доминго Оливьери, главным пропагандистом создания Королевской академии, был учреждён её Учебный совет. С 1741 г. Оливьери сам стал хранить все свои скульптуры в залах дворца, занимая должность генерального директора по созданию нового учреждения.  Первый устав академии был утверждён в 1747 г. и носил сугубо аристократический характер. В этом же году король Фердинанд VI назначил главным специалистом по скульптуре в Академии личного скульптора Фелипе де Кастро, недавно вернувшегося из Италии, это позволило полностью подчинить короне новое учреждение. В 1753 г. 3 итальянских художника: Хуан Баутиста Сашетти, Коррадо Гиакуинто и Оливьери были приглашены для преподавания в академию. Окончательный устав с акцентом на поощрение и защиту Академии художеств был утверждён в 1757 г. Его главным редактором стал Фелипе де Кастро, который отменил аристократический характер первого устава, доверив развитие Академии художникам. Первоначально деятельность Академии была основана на преподавание живописи, архитектуры, скульптуры и гравюры. Целью её создания стало желание поднять художественное обучение на новый уровень, улучшив предыдущие модели. 

Развитие обучения теперь должно было быть основано на наличии различных материалах и моделях всех видов, форм и течений искусства, преподавателей, как мужчин, так и женщин. Обучение было направлено на стимулировании лучших учеников наградами, стипендиями и обучением в Риме для наиболее выдающихся. В 1873 г. Академия получила своё современное название и открыла новый курс «Музыка». С 1757 г. в Академии было начато преподавание по архитектуре, в 1987 г. - реформа, увеличившая количество штатных профессоров до 51 и открыт курс телевидения, фотографии, видео и кинематографии. Реформа 1996 г. закрепила в уставе Академии количество профессоров - 52 человека.
На протяжении всей своей истории Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо размещалась в с 1773 г. во дворце Гоенече, созданного по проекту архитектора Хосе де Чурригера (1665-1725 гг.) на улице де Алкала № 13. Позже здание было преобразовано архитектором Диего де Вильянуэва (1715-1774 гг.). Он добавил в оригинальный стиль здания элементы барокко, приспосабливая его к веянию неоклассического стиля. В 1972 г. под руководством архитектора Фернандо Гуеса Готиа был проведён новый ремонт. 
Музей

Музей академии хранит исключительное наследие, состоящее из 1400 картин, 600 скульптур, 15000 рисунков и гравюр, старинной мебели, ювелирных и серебряных изделий, фарфора и других предметов декоративно-прикладного искусства. Художественная коллекция музея Академии является одной из лучших художественных галерей в Испании, где собраны ценные предметы искусства, созданные на протяжении пяти веков и представляющие разные стили и школы. Коллекция обеспечивает полный обзор истории искусства от эпохи Ренессанса до последних тенденций ХХI в. Пятьдесят девять комнат, расположенных на трёх этажах, демонстрируют шедевры испанской, итальянской и фламандской культур.
После присоединения колледжа изобразительных искусств Мадридского университета Комплутенсе в 1975 г. к Академии и его последующей трансформации в факультет изящных искусств, штаб-квартира Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо использовала его богатство для полной адаптации к своей коллекции, так как в нём были представлены работы, созданные до начала всей истории Академии. После нескольких лет реформ (1974-1983 гг.) музей Академии был официально открыт в 1986 г. с установки коллекции в 35 комнатах на двух этажах. В 2002 г. музей расширил выставочную площадь на 24 комнаты, расположенные на третьем этаже, также к музею присоединился зрительный зал вместимостью 100 человек, и магазин, где представлены копии работ и другая сувенирная продукция.


В музее Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо, в настоящее время, наряду с прекрасной коллекцией живописи, предметов декоративно-прикладного искусства присутствуют великолепные по исполнению старинные гобелены, изделия из керамики, часы, различные старинные медали. Каждый из разделов имеет свою собственную коллекцию, а также исследования и публикации, связанные с каждой из работ. В 59 экспозициях музея всеобъемлюще представлена постоянная коллекция, которая предлагает богатое разнообразие отражения различной деятельности во всех областях изобразительного искусства, плоды работы художников, получивших образование в Академии, сохранённые пожертвования и приобретения за более чем 250-летнюю историю существования Академия.
История коллекции
В основной коллекции произведений искусства в Королевской академии находится множество рисунков и картин, созданных студентами, обучающимися в ней. Как художественного училища, основной миссией Королевской Академии стало обучение молодых художников искусству графики, скульптуры и живописи на основе картин прошлого, произведений из Общества Иисуса в 1769 г. и исключения из коллекций отображения реальных событий во времена правления Карлоса III. На первом заседании подготовительного собрания в 1744 г., было принято решение сделать аллегорические работы главными моделями для обучения учеников. Венера, Меркурий и Любовь работы Луи-Мишеля Ван Лоо стали образцом для будущих художников. В XIX в. к коллекции музея присоединилась уникальная коллекция Мануэля Годоя, носящего имя Князя мира, созданная в 1816 г. благодаря церковной конфискации. Кроме этого коллекция Академии пополнилась многочисленными пожертвованиями от частных благотворителей. Среди последних видное место занимает Мануэль Фернандес Варела, который пожертвовал более 54 картин в 1833 г., Мануэль Гарсиа де ла Прада, отдал 5 величественных произведений арагонского художника Гойя в 1839 г., Хосе Валентин Пикера и Дуарте, Кардерер, дон де Льяно, который пожертвовал портрет жены, написанный Менгесом, архитектор Хуан де Вильянуэва и писатель Леандро Фернандес Моратин, завещавшие, чтобы их портреты, выполненные Гойя,  также были пожертвованы Академии. В течение XX в. Академия получила ещё много пожертвований. В 1970 г. Гутьерт Фернандо сделал самый щедрый вклад не только живописи, но и старинной мебели, декоративно-прикладного искусства, и выделил средства, предназначенные для приобретения новых работ. Большой художественный вклад внесли Амос Сальвадор Родриганез, граф Романонес, Бартоломе Перес Касас, Хосе Гонсалес де ла Пенья, барон Форна и Глория Марсела Юста Фори.
Коллекция

Постоянная коллекция Академии включает в себя шедевры испанской, итальянской и фламандской живописи. Великий испанский художник Гойя был членом Академии с 1780 г. В музее хранятся 13 из его картин: 2 автопортрета, бой быков, портреты Моратина и Хуана де Вильянуэва, актрисы Ла Тиране и знаменитая сцена, известная как карнавал «Погребение Сардины».
Они являются частью постоянной коллекции, как и работы Агнуса  Дэи, монахов Мерседариоса де Сурбарана, Марии Магдалины де Рибера, написанной в 1636 г. и сохранившейся только в Испании. Картины Арчибальда, Рива-дель Шиавони в Венеции, созданной Леандро Бассано, великолепная картина «Рыцарь мечты» Переда, сцены из Ветхого Завета, Сюзанна и старцы Рубенса, маркиза де Льяно де Менгса, Работы Ван Лоо: «Венера», «Меркурий» и «Любовь», созданные в 1748 г.  XIX в. испанского искусства представлен серией портретов Висенте Лопеза, великолепным портретом Мануэля Годоя, Князя мира, Хосе де Мадразо, портретом Изабеллы II, Федерико де Мадраза. Также в коллекции собраны и другие течения, такие как романтика Эскивеля. Такой  жанр, как пейзажи заслуживают особого внимания, поскольку предлагают возможности для современной научной работы, позволяющей получить представление о современном искусстве. Таким образом, в коллекции живописи музея Королевской академии можно проследить все художественные тенденции века: импрессионизм в работах Соролла и Сесилио Пла, регионализм Сотомайора, портреты Васкеса Диаса и пейзажи Вениамина Паленсия, Лозано, Хенаро Лауэрта.

В музее также имеется значительная коллекция скульптур, демонстрирующая эволюцию испанской скульптуры с XVII в. и до наших дней, такими выдающимися примерами, как «Святой Бруно» Мануэля Перейра или «Страдания» Педро де Мена, портреты Фернандо VI и Доньи Барбары де Браганса, рельефы Джана Доменико Оливьери, портреты: Климента Аростегуи Альфонса Филиппа де Кастро, Филиппа V Роберто Мишеля, Лошади и верховая езда Филиппа V Мануэля Франсиско Альвареса де ла Пенья, множество работ Хосе Хинеса для Карлоса IV, портрет Антонио Лопес Тейшейра Мариано Бенлиуре и Гил, Мигеля Блайя Сенсетива, «Голова женщины» Пикассо, работы для академии Пабло Гаргалло. Большой интерес представляют также работы студентов Академии, сделанные специально для конкурсов и благодаря которым ими были получены стипендии, также в отдельной комнате находится важная коллекция работ в гипсе.
 
В музее можно увидеть и работы, приобретенные через фонд Наследия Гуитарте, такие, как «Ванитас» Мишеля Буиллона, созданная в 1668 г., портрет Франциско, великолепные натюрморты лимонов Хуана де Сурбарана, Голова Аполлона Торвальдсена, «Исследований художника» Маньяско, стиль кубизма, представленный через натюрморт «Блюдо с фруктами», «Бутылки и газеты» Хуана Гриса, часть набора отпечатков из Сюиты Воллара Пикассо. Также в коллекции можно увидеть рисунки и архитектурные планы.
Живопись

Коллекция живописи музея Академии представляет собой коллекцию испанской и иностранной  живописи. Во время инвентаризации 1804, 1814 и 1829 гг. многие из работ, принадлежащих Королевской академии, были переданы в музей Прадо, где находятся и сейчас. 
Прежде чем стать коллекцией музея изначально она являлась педагогическим инструментом для обучения. Первоначально это были работы Джованни Доменико Оливьери, мраморный рельеф Хосе де Карвахаля и Ланкастера 1754 г., гипсовая работа 1649-1650 гг., приобретённые Веласкесом во время его второй поездки в Италию в 1651 г. Работы учителей служили прекрасным образцом для обучения студентов. Но не все картины испанских художников XVII  в. были оценены по достоинству в XVIII в. Руководство Академии было настроено создать возможность для студентов учиться по произведениям Рафаэля, Микеланджело и других итальянских художников, скопированных преподавателями специально для этого в Риме. Карлос III попросил представить ему отчёт о необходимых для обучения предметах искусства. В 1796 г. коллекция Академии была обогащена предметами искусства, отчуждёнными у иезуитов, изгнанных из Испании, а также подаренными монархом картинами из своих дворцов. 
Большое значение для будущей коллекции музея имел и мандат Карлоса III, который движимый моралью, приказал Менгсу выбрать картины с обнаженной натурой, находящимися в его различных резиденциях, чтобы сжечь их, так как они считались неприличными. Менгс, под тем предлогом, что они имели воспитательное значение для изучения живописи, спас от сжигания шедевры Дюрера, Тициана, Рубенса, Веронезе и других великих художников. Скрытые до 1792 г., они были перемещены в секретную комнату или "Личный кабинет", в который только очень немногие имели доступ. В 1815 г. в коллекцию попали также некоторые картины из Эскориала, 2 картины Мажаса, которые до 1901 г. были в академии, пока не были переданы в музей Прадо. Среди работ, оставленных потоками Гуитарте для Королевской академии, следует отметить картины Эль Греко, Сурбарана, Пикассо, Хуана Гриса, Хулио Гонсалеса и других художников, которые завершили художественный фон великолепного музея.
Скульптура

Коллекция академии с момента её основания была обогащена слепками статуй, которые находились в его мастерской. В это же время художник Оливьери, подготовил список из слепков, которые были куплены в Риме и служили моделями для студентов. В список входило 18 античных статуй, 2 из которых принадлежали руке Микеланджело, 8 - Бернини и 6 фламандских статуй. Очень важным моментом в расширении коллекции стало включение двух статуй, которые Филипп де Кастро сделал в Риме по указу Фернандо VI и статуи Менгса, «сокровища» времён Карлоса III. Обе были аккуратно упакованы и прибыли в Испанию морским путём. Также король пожертвовал несколько найденных форм из раскопок Геркуланума (Виллы папирусов) и 6 античных статуй,  находящихся теперь в музее Прадо из коллекции королевы Швеции Кристины, которые до этого момента находились во дворце Сан-Ильдефонсо, в Ла Гранха. Среди скульптур особое внимание заслуживает гигантская статуя «Геракл и Флора» Фарнезе, расположенная сейчас в зале Академии. Кроме того в 1811 г. коллекция слепков увеличилась на 110 работ  Королевского фарфорового завода Буэн Ретиро, созданных, чтобы вдохновить художников, которые творили до его закрытия.
В XIX в. для музея Академии были приобретены рельефы и статуи в Милане Луки делла Роббиа и Донателло. Скульптуры, приобретённые по заказу Оливьери, были собраны в Риме и отправлены в Испанию. Для Пуэрта дель Соль была передана французская модель Сали, которая представляла собой Федерико V на лошади. Она была подарена испанскому дипломату в 1777 г. и позже пополнила конную коллекцию скульптур. В 1784 г. в Академию поступили несколько статуй, исполненных с большим мастерством в мастерской Бартоломео Кавасеппи. Они были захвачены в Средиземном море на английском корабле «Вестморланд», следующим в Англию со статуями, приобретёнными в Италии. Эти статуи в XVIII в. были лидерами продаж. Несколько скульптур в коллекции, попавшие в Академию с конфискованными церковными предметами, принадлежали Мануэлю Перейра. Они представляют собой произведения, высеченные из камня, являющиеся редкой частью испанской скульптуры Золотого Века, наряду с прекрасным полихромным деревянным образом, как «Долороса» Педро де Мена.
Рисунки и гравюра

Музей обладает одной из самых ценных коллекций испанских рисунков, представляющих период с XVI по XX вв. Коллекция состоит из более 1500 работ, из которых почти половина это архитектурные планы и чертежи. Несмотря на неравномерность качества коллекции,  признается большое значение части старой коллекции, особенно XVII и XVIII  вв., с исключительным рисунком «Портрет кардинала Борджиа» Веласкеса.
Наиболее важные рисунки в коллекции принадлежат итальянской и испанской школам, таким крупным итальянским художникам, как Тициан, Веронезе, Маратта, Рени, Ланфранко, Гуерсино, Пармиджанино, Перуджино, Доменичино, Кортона, Камбиазо, Тинторетто, Альберти, из испанских художников следует отметить рисунки Веласкеса, Рибера, Кано, Беругуетте, Кардучо Кахес, Коэльо, Чурригера, Пачеко, Антонио дель Кастильо, Маэлла, Кастро. Другие европейские школы представлены слабо. Здесь можно увидеть, кроме работ фламандского художника Рубенса, отличные рисунки и произведения французов Лебрена, Ван Лоо и Фрагонара. Акцент на практику рисования, в качестве необходимого фундамента для изучения различных художественных дисциплин, сыграл важную роль в последующем формировании художественных средств Академии.
Основная часть коллекции рисунков относится к XVIII и XIX  вв., и состоит из работ, непосредственно связанных с преподаванием искусства, будь то испытания студентов или создание образов, направленных для использования в качестве моделей в классах. Чтобы удовлетворить образовательные интересы, предусмотренные в уставе Академии, были предприняты усилия, чтобы получить лучшие модели, которые должны были служить ориентиром для молодых учеников.

Первоначальное ядро коллекции опиралось на работы старых мастеров, полученных благодаря итальянскому скульптору Джованни Доменико Оливьери, а другие части коллекции позже были добавлены благодаря покупкам и пожертвованиям. Существует свидетельство о покупке чертежей для учителей: Кастро, Маэлла, Бауе, и о приобретение больших коллекций, образцы которых использовались в качестве моделей в классах.
Фотографии


Коллекция фотографий, сохранилась в библиотеке  и состоит из нескольких коллекций, связанных с различными художественными дисциплинами. В коллекции собрано около 6000 работ, среди которых есть фотографии живописи, скульптуры и архитектуры, а также несколько портретов, которые в совокупности образуют каталог фотографий и свидетельств художественного и монументального наследия Испании. На них можно увидеть наиболее важные работы знаменитых фотографов, запечатлевших историю развития самой фотографии. Коллекция была собрана благодаря приобретениям и пожертвованиям, и во многих случаях является частью документации, собранной за время работы и одноимённого курса Академии. Среди наиболее важных сохранившихся фотографий можно выделить работы Чарльза Клиффорда (1819-1863 гг.), собранные в двух альбомах, фотографии из экспедиции студентов из Школы архитектуры в Саламанке и Авила, организованной в 1853 г., фотографические виды на мост Алькантара (Касерес), сделанные после его реставрации. Этот альбом был подарен и посвящён Академии в 1860 г. инженером Алехандро Милланом. Восстановленный памятник коллекции архитектора Петра Мугуруза Отано (1893-1952 гг.) содержит более 4000 фотографий вместе с планами и проектами интеграции архитектуры Мугуруза Легаси. Эти фотографии, посвящены архитектурной теме, связанной с этим временем и профессиональной карьерой. Особый интерес представляет также коллекция фотографий актов Академии. Со свидетельствами 60-х годов прошлого века по настоящее время коллекция представляет академическую жизнь в фотографиях.
Карты


В музее также сохранилось небольшое количество картографических документов, имеющих большое значение для истории Академии. Коллекция состоит из 614 документов, среди которых можно увидеть географические карты и планы городов. Сроки и дата в основном испанских картах датируется XVIII, XIX и XX вв., французских и итальянских – XVIII в., причём последняя группа представляет собой наиболее полное единство содержания.
Архитектурные планы и проекты
Фонд планов и архитектурных чертежей, сохранившийся в библиотеке, в рамках специальных материалов, состоит в основном из документов XX в., хотя отдельно представлены некоторые работы XVIII и XIX вв. Коллекция делится на две группы: свободные работы с графическими документами, касающиеся различных участков архитектурной деятельности, связанных с некоторой частью архитектуры академии, и архива, состоящего из планов и замыслов архитектора и учёного Петра Мугуруза Отано, пожертвованных им Академии.
Музыка
Коллекция фоновой музыки сохранилась в архиве и библиотеке Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, в виде рукописных и печатных изданий, состоящих из оценок, учебных партитур, музыкальных книг, трактатов, инструкций, буклетов и учебных программ. Она была создана благодаря обмену, покупке, пожертвованиям и завещанному имуществу за последние годы. В ней представлены преимущественно испанские авторы, большинство из которых творили в XIX и начале XX вв., а остальные - в XVII и XVIII вв.
В музее можно увидеть коллекцию эстампов, которые с самого момента создания Академии служили учебным материалом для студентов, прошедших через её залы.
Кроме этого в музее Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо представлены коллекции персидского фарфора, египетских древностей, королевского декоративного фарфора, гравюр, декоративно-прикладного искусства, вентиляторов, бронзовых статуй и миниатюр, собранных за прошедшие 3 века.
Архив и библиотека


Создание библиотеки началось параллельно с основанием Академии и было связано с желанием создать материальную основу этого института. В настоящее время это ценное начальное наследие продолжает обогащаться с помощью пожертвований и обменов. Литературный фонд библиотеки состоит из книг, посвящённых изобразительному искусству, ценным и разнообразным произведениям искусства. Здесь сохранилось более чем 60.000 книг и брошюр, 8000 архитектурных чертежей, 500 картографических карт, 3100 эстампов, 10000 фотографий, 8500 брошюр и 2300 названий журналов. Дарение и пожертвования в основном были сделаны бароном Форна, Хосе Пенуеласом, Бартоломео Пересом Касасом, Ильдефонсо Химено, Леопольдом Куерола, Висиано Штольцем, Педро и Энрике Лафуэнтом, Феррари Мугурзом. Особого внимания заслуживает коллекция гравюр, полученных из монастыря Вальпараисо.
В архиве Академии сохранилось 700 книг , 5000 рукописей, созданных различными комитетами и курсами Академии, а также документация, связанная с учебной программой искусств, студентами и преподавателями. В документах присутствуют документальные сборники, посвящённые мерам по сохранению художественного наследия, проектам строительства общественных зданий, успеваемости, и, как правило, функциям в качестве консультативного органа государства в области изобразительного искусства. В архиве собран сборник документов, имеющих отношение к представлению памяти академической жизни с момента её зарождения и до наших дней, помогающий понять историю испанского искусства. Целью архива-библиотеки является обеспечение и сохранение драгоценных частей наследия, способствование их распространению и научным исследованиям. В последние годы были предприняты особые усилия по компьютерной каталогизации, консервации, реставрации и оцифровке книг и документов, чтобы представить их в качестве эффективных инструментов сохранения и доступности наследия. Библиотека и архив Академии  изящных искусств Сан Фернандо сотрудничает с различными организациями, такими как

Институт культурного наследия «Восстановление Испании», в создании сводного каталога испанского библиографического наследия для виртуальной библиотеки Мигеля де Сервантеса. Важной задачей библиотеки является распространение временной передачи работ, принадлежащих Академии для выставок и публикаций факсимиле. Архив и библиотека также издаёт бюллетень Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и обменивается публикациями с другими учреждениями. 
 

Время работы

Музей
Со вторника по воскресенье с 10. 00 до 15. 00
В понедельник, 1 и 6 января, 1, 15 и 30 мая, 9 сентября, 9 ноября, 24, 25, 31 декабря  – закрыто.
Академия

С понедельника по пятницу с 8.30 до 17.00.
Суббота, воскресенье и праздники – закрыто.
Архив и Библиотека

С понедельника по четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 15.00
Суббота, воскресенье, 1 и 6 января, 19 марта, на Пасху, 1, 2, 30 мая, август, 12 октября, 1, 2 ноября, 6, 8, с 24 по 31 декабря – закрыто.
Семинары

Понедельник с 8.00 до 20.00.
Со вторника по пятницу с 8.00 до 15.00.
Суббота, воскресенье – закрыто.
Стоимость

Общий билет – 5 евро
Льготный для студентов, обладателей молодёжных карт, для групп от 15 до 25 человек– 2, 50 евро
Для пенсионеров с 65 лет, учителей школ, детей до 18 лет, безработных, журналистов, членов ассоциации художников – бесплатно.
По средам, 18 мая, 12 октября и 6 декабря – вход бесплатный
Услуги

Посещение с гидом 25 человек во вторник, четверг и пятницу в 11.00, кроме августа.
Как добраться


Метро
Линии №№ 1,2,3 - до станции Пуэрта дель Соль
Трамвай
Линии С3, С4 – до остановки Пуэрта дель Соль


 

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.7016421631958565, широта - 40.41747916184376
  • Стоимость: 5 евро
  • График работы
  • Часы работы: с 10.00 - 15.00
  • Выходные дни: См. описание
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах