Испания на русском - русская Испания

Парк дель Буэн Ретиро - Parque del Buen Retiro

Мадрид, пл. de la Independencia
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Развлечения
Телефон: +34 915 280 938 Телефон: +34 915 744 024 — Мадрид, пл. de la Independencia Факс: +34 911 273 988 Сайт: www.madrid.es

Парк дель Буэн Ретиро или другое его название сады дель Ретиро, располагается в самом центре Мадрида на площади 1200 м2. Он принадлежит к одним из самых замечательных мест испанской столице. Посетить парк можно, если воспользоваться множеством ворот, открывающих вход в мир отдыха, Филиппа IV, Независимости, Эрнани, Испании или Мадрида. Гуляя по его аллеям можно увидеть памятник генералу Мартинесу Кампосу, Кубе, необыкновенные по красоте фонтаны Галапагосы, Артишок и Падший ангел, красивый дворец Веласкеса и уникальный Хрустальный, где проводятся временные выставки музея Прадо. За 300 летнюю историю парка в нём были созданы искусственные холмы, Большой пруд, зоопарк, кукольный театр, спортивная площадка, эстрада для проведения концертов, аллея статуй испанских королей и множество других замечательных мест и уголков, которые никого не оставят равнодушными.

Последние работы по озеленению в парке были выполнены главным садовником и директором Сесилио Родригесом, который разработал розарий и часть сада, носящего его имя. Из последних мест, возведённых в парке, стоит особо отметить так называемый пенсионный уголок, где в течение всего лета по утрам проходят выступления симфонического оркестра. Сегодня сады Ретиро или парк дель Буэн Ретиро стали популярным местом для прогулок и одним из любимых мест отдыха в Мадриде для жителей и гостей города.

История

Место, где расположены сады Ретиро, представляет собой большую площадь, которая раньше объединяла дворец Буэн Ретиро, монастырь Херонимо, театр и большие сады. Когда-то это место было эпицентром испанского суда. Сады дворца Буэн Ретиро стали одним из первых общественных парков в Мадриде. Королевский дворец, вокруг которого они были разбиты, стал одним из самых ярких событий в Европе, пока не был разрушен. Весь парк, называемый «Буэн Ретиро» соответствовал области намного больше, чем текущий размер парка, а начало его создания относится ещё ко второй половине XV в., когда впервые это место было зарезервировано для развлечений и создания суда. Но активное развитие этой территории началось только спустя 100 лет. История же этой территории фактически связана с орденом Святого Иеронима, который на окраине Мадрида построил монастырь, ставший резиденцией королей Испании, особенно во время траура, после отречения или поста.

История садов Ретиро начинается в период между 1630 и 1640 гг., когда герцог Оливарес граф Гаспар де Гусман у Пиментел любимец Филиппа IV (1621-1665 гг.) подарил некоторые земли, пожертвованные ранее герцогом Фернандо Нуньесом для монастыря Сан Херонимо эль Реал в Мадриде королю. Он предложил построить здесь жилой комплекс для королей, который должен был стать местом отдыха и развлечений для королей. В связи с королевскими реформами рядом с монастырём началось строительство дворца дель Буэн Ретиро. Этот дворец в те далёкие дни стал второй королевской резиденцией, расположившись на окраине Мадрида недалеко от королевского дворца Алькасара в прекрасном месте, окружённом густым лесом.

Под руководством архитекторов Джованни Батиста Кресензи и Алонсо Карбонелла на территории дворцового комплекса были созданы различные здания, в том числе и знаменитый театр дель Буэн Ретиро, где проходили с огромным успехом выступления испанских драматургов Золотого века, в том числе Кальдерона де ла Барка и Лопе де Вега. Здание Кейсон дель Буэн Ретиро, построенное во время создания парка, является бывшим бальным залом. На его стенах прекрасные картины и фрески были выполнены великим испанским художником Лука Джордано. По главной цели его создания это здание носит и другое имя Зал Царства, оно является вторым зданием в этом дворцовом комплексе, сохранившимся после вторжения французских войск в 1808 г. В наши дни в нём начата реконструкция, и сейчас он принадлежит Национальному музею Прадо. Одно крыло дворца Буэн Ретиро во время строительства украсили картины Веласкеса и Сурбарана, а завершили создание дворцового комплекса именно сады Ретиро и ставшие парком дель Буэн Ретиро.

Сады были сформированы в то же время что и дворец. Над их созданием трудился в частности Косме Лотти дизайнер великого герцога Тосканы. В садах было создано место для выставки диких животных и вольеры для экзотических птиц. Искусственно созданный большой пруд служил местом проведения водных шоу, и представлял собой восьмиугольный пруд, украшенный по берегам необычными статуями.
На протяжении всей истории сады несколько раз перепланировались. В них появлялись новые здания и культурные объекты. Во времена царствования Филиппа V (1700-1746 гг.) изменился внешний вид сада, был создан специальный партер, разработанный специально по указу короля. При Карлосе III (1759-1788 гг.) в саду был открыт Королевский фарфоровый завод Буэн Ретиро, а при Карлосе IV (1788-1808 гг.) астрономическая обсерватория, разработанная архитектором Хуаном де Вильянуэва. Каждый король после создания парка дель Буэн Ретиро пытался улучшить его и внести свой весомый вклад в его развитие.

Король Карлос III стал первым, кто позволил гражданам посещать парк, при условии, что они будут соблюдать правила поведения, будут хорошо ухожены и одеты. Во время французского нашествия в 1808 г. сады были частично разрушены, так как войска Жозефа Бонапарта использовали дворец дель Буэн Ретиро в качестве крепости, из-за чего он был почти полностью разрушен. После победы и изгнания наполеоновских войск король Фердинанд VII (1814-1833 гг.) начал масштабную реконструкцию и открыл часть парка для людей, как это когда сделал и Карлос III. Монархом был зарезервирован участок между улицами О'Доннелл и Менендес Пелайо, где он построил ряд рекреационных зданий и создал ландшафт, следуя моде того времени. Некоторые из тех зданий сохранились и до сих пор, например домик рыбака, контрабандиста и искусственные горы.

После прихода к власти королевы Изабеллы II (1833-1868 гг.) была открыта улица Гранада, позже получившая название как улица Альфонсо XII. По прошествии нескольких лет часть земли, расположенная между Пасео дель Прадо и этой улицей, была продана государством частным лицам для строительства зданий. После революции 1868 г. сады Ретиро стали муниципальным имуществом, и его двери с тех пор стали открыты для всех граждан, начиная от самой широкой дельты и пруда святого Антония до Пасео де Кочес. За время их существования в парке были созданы прекрасные фонтаны Галапагос, Артишок, а также фонтан Падший ангел, спроектированный скульптором Риккардо Беллвером, прекрасные украшения, созданные на фарфоровом заводе. В Кампо-Гранде по проекту Риккардо Веласкеса Боско были построены Хрустальный дворец и дворец Веласкеса. В конце XIX в. в саду разбивается ландшафт Пио Барожа под названием сады дель Буэн Ретиро.

Реформа территории Пасео дель Прадо стало толчком к использованию других территорий садов Ретиро, и в 1781 г. в одном из его уголков было окончено строительство прекрасного Ботанического сада, а в 1875 г. началось строительство Кабинета естественной истории и науки, ставшего в последствие Национальным музеем Прадо.
12 июня 1886 г. шторм Ладен, град и гром обрушились на Мадрид. Большой ущерб был нанесён садам Ретиро и зданию Кейсон дель Буэн Ретиро, что привело к необходимости их полного восстановления. 14 июня 1924 г. после работ в метро Мадрида была открыта для публики станция Ретиро, ставшая первым введённым в эксплуатацию участком линии, соединившим город с парком. С 1969 г. на Пасео дель Ретиро в начале июня каждый год проходит Мадридская книжная ярмарка.

Архитектура

Строительство нового дворца в районе, где проживало несколько представителей выдающейся знати, недалеко от монастыря, было оправдано. Расширение квартала в 1630 г. курирует Хуан Баутиста Кресензи. В этом же году граф-герцог Оливарес был назначен начальником нового Королевского квартала. Несмотря на своё положение фаворита, он испытывает давление со стороны короля, чтобы быстрее закончить строительство. В 1635 г. после его смерти начальником был назначен Алонсо Карбонелл, но к этому времени так и не был принят предварительный архитектурный план. Одна из причин этого, как считают исследователи, было то, что дворец задуман не как резиденция, а как место для временного пребывания. Это же стало причиной поспешного строительства дворца и использования для его фасадов кирпича из карьера Сан-Исидро, известного своим низким качеством. Последующая постоянная реконструкция дворца по прошествии времени, так и не придала однородности дворцу.
Филипп IV 1 декабря 1633 г. дал новому дворцу название королевский дворец дель Буэн Ретиро. К тому времени была закончена основная часть здания. Реальная площадь дворцового комплекса занимала в это время 110 акров.

Вход располагался в нижней части холма и назывался Прадо Альто или Куэста де лос Кабальерос, туда можно было попасть через 6 дверей ремесленных мастерских, созданных здесь же. В некоторых внутренних двориках были созданы площадки для проведения боя быков. По периметру дворец украсили сады и партеры, созданные из цветов. Некоторые из зданий в комплексе были спроектированы в 1637 г. архитектором Алонсо Карбонеллом для размещения зала суда. Также в это время был построен и Бальный зал. Окружающая территория стала медленно заполняться великолепными садами и развлекательными центрами такими, как Дом рыбака, Бальный зал, Дом контрабандиста. В 1599 г. ещё перед строительством дворца на этой территории в честь прибытия Маргариты Австрийской из Валенсии возвели ворота Пуэрта де Алькала.

Вокруг дворца были разбиты сады, занимавшие площадь в 3 раза большую, чем само здание. На севере парка был создан пруд, к югу от дворца высажены оливковые рощи, фруктовые сады и построена церковь Аточа с небольшим скитом Сан Блас. Здесь находилась и область Большого пруда и Кампо Грандо.
Большой пруд в парке появился ещё во времена Филиппа II. Этот район пересекала Рио-Гранде, построенная в 1638 г. и состоящая из водного пространства, по которому можно было перемещаться на прогулочных судах от Большого пруда. Сам пруд часто использовался для организации водных праздников и морских сражений. Его первоначальное расположение до сих пор вызывает споры, некоторые историки утверждают, что он был открыт на так называемом Высоком лугу. Другие отмечают, что это был тот же пруд, который Филипп IV восстановил с намерением организовать морские сражения. Другие пруды в парке были значительно меньше, некоторые были с мраморными фонтанами и статуями на берегу.
Также в парке существовали различные святыни, разбросанные по всему парку, некоторые из которых посвящены Святому Пабло, Святому Антонио португальскому, построенному скульптором Лукасом Родригесом, Святой Марии Магдалины, Святому Хуану, Святому Исидро, а фигура Святого Бласа венчает холм с одноимённым именем.

Для создания ландшафтных областей вокруг дворца герцог Пастрана нанимает лучших садоводов и водопроводчиков в Италии. По этой причине в 1626 г. садовник Косме Лотти вместе с его помощником Пьетро Гандольфи в качестве руководителя садов Ретиро, а с 1643 г. Баччо дель Бьянко начинают создание нового природного ландшафта садов. В эту же эпоху сюда приходят и другие садоводы из садов Аранхуэс в Севилье.
Улучшение в украшении садов было проведено в начале XVII в. и включало в себя появление новых видов растений из разных садов Испании и Италии. Это обновление увеличило плотность растений в саду. Здесь появились фруктовые деревья и небольшие леса. Кроме этого на водных пространствах были созданы игровые площадки, на которых проводились многочисленные гонки барж и гондол. В 1639 г. обрушившийся на Мадрид циклон уничтожил несколько объектов в садах. 23 января 1643 г. Филипп IV приказал графу удалиться в Лоечес, и все намеченные торжества прошли вне созданного им дворцового комплекса.

Приход к власти Карлоса II принёс мало изменений в сады Ретиро. По указу его второй жены Марианны Неубургской здесь были построены по проекту архитектора Мельчора де Буераса вторые монументальные ворота, названные в честь Филиппа IV. Они заменили старые ворота Пуэрта де лос Кабальерос и сохранились до наших дней, немного отличаясь от первоначальной конструкции.

Период Бурбонов

Когда Филипп Анжуйский был провозглашён королём Испании, он получил из рук начальника своей охраны Мехио Фелипеза Диего де Гусмана, маркиза Леганеза, ключи от дворцового комплекса Буэн Ретиро. К этому времени территория комплекса находилась в запущенном состоянии, но это не помешало организовать здесь торжества по случаю коронации 8 марта в монастыре Херонимос. Планы по улучшению комплекса пришлось отложить на 15 лет из-за начавшейся войны за испанское наследство. Отстояв своё право на правление, Филипп V приказал составить доклад о необходимых улучшениях в комплексе Буэн Ретиро Хуану де Моралесу, являющемуся художником и архитектором комплекса. После этого под руководством архитектора Теодора Ардеманса были проведены необходимые реставрационные работы.

Затем были приведены в порядок сады, открыты места для торговли, произведён ремонт тротуара на площади Гранде, воссозданы стены. Помещения дворца были поручены французскому архитектору Рене Карлиеру, чьи улучшения не были выполнены в полном объёме из-за высокой стоимости. По его проекту был проведён демонтаж восьмиугольного пруда и переделан во французском стиле под влиянием стиля Версаля, получив название партер. Свою деятельность французский архитектор начал в 1713 г., очистив и выровняв основание в 1715 г. В 1714 г. из-за смерти королевы Марии Луизы Савойской Филипп V погрузился в депрессию. После вступления в новый брак нелюбовь новой королевы к Буэн Ретиро останавливает все проекты по его реставрации. Вместо этого все усилия были направлены на Ла Гранха де Сан Ильдефонсо. В этот же период в садах Ретиро сгорает часовня Святого Антонио португальского, но позже она вновь восстановлена.

Пожар в Королевском дворце Мадрида в канун Рождества 1734 г. заставил переехать королевскую семью во дворец Буэн Ретиро. Этот инцидент возобновил снова идею о реконструкции садов и дворца. Реконструкция была сделана по проекту архитектора Сантьяго Бонавиа, и во время её выполнения полностью реконструировали различные комнаты и залы дворца.
Во время ремонта дворца 9 июля 1746 г. пришла неожиданная весть о смерти Филиппа V. В одном из садов Буэн Ретиро был провозглашен царём его преемник Фердинанд VI. Новый король поддержал реформы Сантьяго Бонавиа, но в ноябре того же года архитектор вынужден был уйти из-за обвинений в растрате. Тем не менее, работа продолжалась, был построен Королевский Колизей, а для приезда знаменитого певца Фаринелли были восстановлены сады, во время же летних ночей снова возобновилось пение серенад во время катания на лодках на Большом пруду.

Карлос III

Фернандо VI не оставил потомков, и престол перешёл к его брату Карлу, который жил в Неаполе. Прибытие короля в Мадрид сопровождалось огромными и многочисленными праздниками, проведёнными в различных частях города. Менталитет нового короля Карлоса III привёл к тому, что некоторые культивируемые части сады сохранились, а другие были открыты для выпаса крупного рогатого скота.
Вскоре после начала своего правления он принял решение создать в парке Ретиро Королевский фарфоровый завод. Для этого доверенное лицо короля маркиз Скилассе пригласил из Италии экспертов с семьями. 13 ноября 1759 г. В Мадрид прибыли 200 экспертов вместе с машинами и эскизами для завода. Делегацию возглавил инженер Джон Томас Боничелли. Для размещения завода было выбрано место, где находился скит Святого Антонио португальского. Специально были осушены несколько прудов, на месте которых и построены здания фабрики. Вскоре с завода вышли первые изделия, известные под названием «Китай». Первоначально он являлся поставщиком королевского дома.

В 1767 г. сады были открыты для общественности с некоторыми ограничениями. По приказу короля восстановили часовню Святого Хуана, чтобы разместить рядом его валлонскую гвардию. В течение 4-х лет Карлос III жил во дворце Ретиро, во время которых были отремонтированы некоторые повреждения во внутренних помещениях. 1 декабря 1764 г. король переехал в новый королевский дворец, отказавшись от использования Буэн Ретиро. 19 апреля 1766 г. Карлос III постановил, что часть рва дворца Буэн Ретиро отводится для размещения полков пехоты и кавалерии. В 1767 г. по совету своего министра графа Аранда была начата реформа всей территории Пасео дель Прадо. Эта задача была возложена на разных архитекторов: Вентуру Родригеса, Франческо Сабатини, Хуана де Вильянуэва, Хосе де Хермозилла. Эта реформа стала одной из наиболее важных вех в планировании города в XVIII в. От одного из амбициозных планов восстановления старой площади Пуэрта де Алькала пришлось отказаться из-за критики местных жителей.

Изменился главный вход в парк, который был предназначен отметить приезд Карлоса III в Мадрид. Дизайн ворот был сделан Франсиско Сабатини в 1768 г. После некоторого перерыва в 1778 г. строительство ворот было завершено. Далее военный инженер Хосе де Хермозилла предоставил королю для ознакомления проект всеобъемлющей реформы Пасео дель Прадо, от площади Аточа до площади де Сибелес. Для осуществления всего задуманного были специально разработаны фонтаны, украшенные мифологическими мотивами, фонтан Артишок, Аполлона и де Сибелес, открытый в 1782 г., и начавший работать в 1792 г.

Достопримечательности парка Ретиро

Аллея статуй

На Пасео де ла Аргентина в парке, известной ещё как аллея статуй, находится прогулочная зона, посвящённая монархам Испании. Статуи, расположенные вдоль неё, были сделаны по королевскому указу для оформления Королевского дворца во времена правления Фердинанда VI. Эти статуи были созданы разными скульпторами, под руководством мастеров Хуана Доминго Оливьери и Филиппа де Кастро. Первоначально они были задуманы для украшения карниза дворца, как видно на некоторых гравюрах того времени, но приход к власти Карлоса III заставил от этой идеи отказаться, так как он считал, что дворец и так богато украшен. Именно поэтому уже созданные статуи были размещены в разных частях города: на площади де Ориенте, Эль-Ретиро, в садах Сабатини, переданы в некоторые другие испанские провинции. Но позже их было решено собрать в одном месте, что и стало началом создания уникальной аллеи статуй, по которой сейчас может прогуляться каждый.

Статуя Гундемаро

Она посвящена королю вестготов (610-612 гг.), который сменил своего предшественника в 610 г. Он был солдатом из вестготской знати, а потом губернатором. Его провозгласили королём за то, что он выступил против жестокого короля Витерико. После вступления на престол Гундемаро выступил, чтобы епископ Толедо получил сан митрополита. Его преемником стал Сисебуто человек большой культуры.

Чинтила

Эта статуя посвящена королю вестготов, правившему между 636-640 гг. Он возглавил страну после смерти Сисенандо. Его царствование ознаменовалось принятием законов, запрещавших верующим других религий проживать в государстве, и несколькими восстаниями против его правления.

Рамон Беренгер IV Прованс

Он родился в 1158 г. и правил графством Прованс. Рамон правил вместе со своим страшим братом Альфонсо II Арагонским, управлявшим Нарбонной. В 1176 г. его другой брат Санчо участвовал в завоевании Ниццы. Во время войны с графом Тулузы за корону Арагона 5 апреля 1181 г. король Рамон был убит.

Дона Беренгуела

Беренгария Кастильская (1179-1246 гг.) в 1217 г. правила Кастилией, а между 1197-1204 гг. была супругой короля Леона Альфонсо VII. Она была старшей дочерью короля Альфонсо VIII и Элеоноры Плантагенет, внучкой Беренгария, правителя Барселоны и сестрой святого Рамона Беренгера IV, мать которого была внучкой Генриха II, правителя Англии и Элеоноры Аквитанской. Она лично руководила строительством соборов Бургоса и Толедо, попросила летописца Лукаса де Туя записать хроники королей Леона и Кастилии, упомянута как защитница монастырей в произведениях Родриго Хименеса де Рада.

Дона Уррака

Королева Леона и Кастилии (1109-1126 гг.), дочь и преемница Альфонсо VI и королевы Констанции Бургундской, её преемником стал сын Альфонсо VII. Из-за смерти единственного наследника мужского пола на трон Леона и Кастилии её отец принял решение о передаче короны дочери доне Уррака. Чтобы свершилось столь неординарное событие, она была выдана замуж в 1109 г. за арагонского короля Альфонсо I Батлера. Этот брак привёл к многочисленным гражданским войнам на территории Испании и был впоследствии аннулирован.

Фердинанд IV Кастильский

Король Кастилии (1285 – 1312 гг.), он был сыном короля Санчо IV Кастильского и Марии де Молина. Как и его предшественники на троне продолжил дело Реконкисты. В 1309 г. потерпел неудачу в завоевании Альхесираса, но в 1312 г. завоевал Гибралтар. Во времена кортесов в Вальядолиде способствовал реформе правосудия, пытаясь укрепить авторитет короны за счёт аристократической власти.

Санчо IV Кастилии и Леона

Король Кастилии (1258-1295 гг.), сын короля Альфонсо X Кастильского и Виоланты Арагонской, дочери Хайме I Завоевателя, короля Арагона. Взошёл на трон вопреки воле отца, а позже смог отразить нападение султана Марокко.

Энрике II Кастильский

Известный также как Генрих Кастильский (1334-1379 гг.) король Кастилии, ставший родоначальником новой династии, первым из дома Трастамара. В области внешней политике благоволил больше к Франции, противостоя Англии. Был союзником короля Франции Карла V в войне против Англии, в распоряжении которого отдал испанский флот, который сыграл ключевую роль в осаде Ла-Рошели и нанесения поражения британскому флоту адмирала Боканегра. Энрике II отказался уступить часть территории королевства королю Арагона, несмотря на то, что обещал это сделать в трудные времена. Во внутренней политике, начал восстановление прав евреев, которых преследовал в гражданской войне, и создал многочисленные кортесы. На троне его сменил сын Хуан I Кастильский.

Карлос II

Король Испании (1661-1700 гг.), последний из австрийского дома Габсбургов. Сын и наследник Филиппа IV и Марианны Австрийской, которая была при нём регентом, пока он не достиг совершеннолетия в 1675 г. Очень болезненный и слабый юноша.

Альфонсо I Арагонский

Король Арагона и Памплоны (1073-1134 гг.), взошёл на престол после своего брата Педро I, сын Санчо Рамиреса и Фелиции Руси. Участвовал в борьбе против мусульман, расширил территорию королевства Арагон, завоевав Сарагосу. На время брака с донной Уррака стал правителем Леона, Кастилии, Толедо Наварры. После смерти его королевство было разделено между двух его братьев.

Гарсия I Лео

Эта статуя посвящена первому королю Леона (910-914 гг.), сыну Альфонсо III Великого, короля Астурии и королевы Химене де Астуриас. Он был братом Ордоно II и Фруела II правителей Леона. Альфонсо III разделил своё королевство между 3 детьми и Гарсии достался Леон. Он женился на дочери графа Кастилии Мунио Нуньес, но ему наследовал его брат Ордоно, так как детей от этого брака не было.

Карлос I

Король Испании, Священной Римской империи (1500-1558 гг.), сын Джоанна Кастильского, внук Максимилиана I Габсбурга и Марии Бургундской, от которой унаследовал Нидерланды, австрийские территории и права на императорский престол. Он первый стал королём Кастилии, Арагона и Наварры вместе, унаследовал также Неаполь, Сицилию, Канарские острова и Америки. Во времена его правления конкистадоры завоевали империи инков и ацтеков, превратив Испанию в империю. Была создана Новая Испания - современная Мексика, вице-королевство Перу, Колумбия, открыта река Амазонка, Хуан Себастьяно Элькано совершил путешествие в 1522 г., которое ещё начал Фернандо де Магеллан, и заложил первые основы суверенитета Испании над Филиппинами и Марианскими островами. При нём немецкими колонистами была арендована провинция Венесуэла, на правом берегу реки Рио де ла Плата был основан город Буэнос-Айрес, города Асунсьон и Сантьяго.

Архитектура и памятники парка Буэн Ретиро

Ворота Испании

Эта работа относится к 1893 г. и принадлежит к проекту Хосе Уриосте (1850-1909 гг.), архитектора и градостроителя, который провёл крупные реформы в Мадриде такие, как расширение территории Гран Виа от улицы Альфонсо XII, после её пересечения на Пасео де ла Аргентина, ведущей к пруду.

Розарий

Автором прекрасного розария в парке дель Буэн Ретиро является Сесилио Родригес, являвшийся почётным мэром Ретиро и директором парков и садов города Мадрида. Идея создания розария пришла от мэра Карлоса Пратса, который предложил сделать розу модной, как это уже было во многих европейских парках. Моделью будущего розария стал розарий де Багатель, разбитый в Булонском лесу в Париже и созданный Жаном-Николем Форестье. Сесилио Родригес отправился в Париж, чтобы познакомиться с этим творением и привезти первые розы. Во время своего пребывания разразилась мировая война, и ему пришлось преодолеть множество трудностей, чтобы вернуться обратно в Испанию.

Для него было выбрано место, где находится великолепная статуя маркиза де Саламанки, переехавшая в это место в 1876 г. из сада дворца маркиза, находившегося на Пасео де Реколетос. До создания в 1915 г. розария здесь находилось несколько искусственных озёр, предназначенных для катания и застывавших в зимнее время. Розарий был разработан в эллиптической форме. Он граничит с подстриженными изгородями из аризоники, а в нём находится множество сортов роз, привезённых из самых известных садов Европы. Во время гражданской войны он был полностью разрушен, но в 1941 г. в нём было высажено 4000 кустов роз. Несмотря на его красоту в розарии не хватает систематического порядка и ясного представления роз разных сортов, которые в нём произрастают. Чтобы исправить этот недостаток 24 мая 1956 г. в Мадриде был открыт новый розарий в парке дель Оест, выполненный в соответствии со строгими стандартами для ботанических садов, ежегодно в нём проводится конкурс роз.

Памятник Альфонсо XII

Памятник королю Альфонсо XII находится почти в центре парка дель Буэн Ретиро. Его создание началось с проведения в 1902 г. по инициативе королевы-матери Марии Кристины национального конкурса на строительство памятника королю Альфонсо XII. Победителем конкурса стал архитектор Хосе Риера Грасес, который представил расширенный проект на одной из длинных сторон пруда Ретрит. Он состоял из огромной колоннады с большим количеством скульптур, которые окружают конную статую короля, находящуюся у пруда и отлитую из бронзы и оформленную мрамором. После смерти архитектора строительство возглавил архитектор Теодор Анасагасти, никаких изменений в проект им не вносилось. Памятник, финансируемый по открытой подписке, был открыт 6 июня 1922 г.
В высоту памятник составляет 30 м, в длину - 86 м, в ширину - 58 м. В создании его обрамления приняли участие более 20 скульпторов. Это была первая памятная статуя, которая в прошлом веке заполнила сад, уже позже здесь появились похожие работы Бенллиуре, Клара и Матео Инурриа.

На переднем плане представлена конная статуя короля, отлитая в бронзе, в 1904 г. Мариано Бенллиуре. Затем внизу в центре находятся три бронзовых барельефа с символами. Микелем Блаем сделан символ «Мир», символ «Свобода» - Анисето Маринасом, а «Прогресс» - скульптором Микеланджело Триллесом. Центральный памятник словно двигается к пруду, окружённый 4 резными каменными львами Валмитиана, перед ним находится большое озеро. Под пьедесталами со львами расположены 4 бронзовые сирены работы скульпторов Антонио Парера, Рафаэля Атче, Колла и Алсина. На каждой стороне расположены также два льва с амурами, созданными Франсиско Хавьером, Лозано Эскудеро, Бофиллом, Арнау и Кампмани. По обе стороны от центральной части колоннады расположена группа «Армия» скульптора Монсеррата и «Ла Марина» от Матфея Инурриа.
На внутренней стороне, с видом на пруд представлены бронзовые фигуры «Наука» из Фукса, «Сельское хозяйство» из Альковерро, «Искусство» из Бильбао и «Промышленность» из Клара. Украшение фризы и главная основа памятника королю Испании были сделаны Эстани.

Памятник Сантьяго Рамон-и-Кахаль

Этот памятник находится на Пасео де Венесуэла и сделан из гранита и бронзы. Он был открыт в 1926 г. Задумка автора статуи скульптора Викторио Мачо очень оригинальна. Статуя Кахала стоит в центре пруда, откинувшись назад, а на ней изображены этрусские цифры и саркофаг, а сама фигура с голым торсом представлена в виде классического героя. Обрамляет статую основа с бронзовой статуей женщины в центре, которая символизирует медицинские науки, а рядом по бокам находятся два фонтана, украшенные рельефами отдельных мифических животных. Они представляют собой два источника жизни и смерти, как об этом указано на надписях.

Фонтан Артишок

Этот фонтан расположен недалеко от юго-западного угла Большого пруда, одного из самых символических мест этого парка на площади республики Гондурас. Дизайн фонтана создан архитектором Вентура Родригесом, а украшен он скульпторами Альфонсо Хиральдо Бергазом, создавший сирен и тритонов, и Антонио Примо, который сделал херувимов и артишоки. Фонтан был разработан в 1776 г. для строительства Салона дель Прадо, его скульптурные композиции в 1781 г., а построен в 1781 г. и расположен в непосредственной близости от площади Пуэрта де Аточа, закрыв всю южную сторону здания дворца. В 1880 г. для облегчения движения он был переведен по проекту архитектора Хосе Уриосте на своё нынешнее место в юго-западную часть пруда в Сады дель Ретиро. Этот же архитектор стал инициатором переноса фонтана Галапагосские острова с площади де Санта Анна на площадь Никарагуа в парк дель Буэн Ретиро.

Несмотря на преобладающий в его стиле неоклассический стиль, архитектор Вентура Родригес разработал ряд элементов фонтана явно под влиянием барокко (боги моря, растительная отделка и водные эффекты на камне). Этот стиль также присутствует и в других его фонтанах Шеллс, находящемся рядом с Королевским дворцом в Мадриде, фонтане Кампо дель Моро. Фонтан сделан из известняка, а артишок – из гранита, полученный из карьеров Редуена в Мадриде. Он состоит из двух фигур, на нижней находятся тритоны, держащие щит Мадрида, а на второй артишок, в честь которого он получил своё имя.

Фонтан Артишок имеет круглый пилон, в центре которой возвышается колонна, состоящая из двух обильно украшенных декоративными элементами форм. Первая находится в окружении тритонов и нимф или русалок, которые держат герб Мадрида. Вторая фигура опирается на чашку, над которой находится группа из четырех путти. Эта скульптура охвачена парапетом, который имеет каскадный рельеф, из которого и выходит артишок.
После реконструкции площади де Аточа был воспроизведён гранитный оригинальный вариант фонтана. Он был создан по заказу мэра Мадрида Энрике Тиерно Гальвано, в рамках городского плана реконструкции, включающего снос нескольких путепроводов, которые пересекали площадь и восстановление некоторых декоративных элементов, предназначенных для проекта Салона дель Прадо в XVIII в. В результате этой инициативы и был создан вариант фонтана Артишок, который начиная с 1987 г. находится в центре этой площади, в память о первом месте размещения фонтана.

Независимо от используемых материалов, отличительной особенностью этого варианта фонтана по отношению к исходной структуре является основа, на которой он базируется. Она представляет собой круглую платформу, в которой интегрируется площадь поверхности и четыре формы с трещинами с каждой стороны, что позволило создать полную окружность. В каждую из них подаётся вода, поливающая скульптуры из четырех поставщиков, артишокообразной формы, которые расположены по углам.

Фонтан Падший ангел

На площади с одноименным названием с 1885 г. находится фонтан, состоящий из статуи испанского скульптора Риккардо Беллвера, отлитой в 1878 г. из бронзы. Создание статуи было вдохновлено 3 и 4 строфами стиха «Потерянный рай» 1667 г. Джона Милтона. Фигура расположена на гранитном постаменте и выполнена из бронзы, а постамент из камня по проекту архитектора Франциско Джарено.
В 1877 г. во время обучения в испанской Академии изящных искусств в Риме скульптор Риккардо Беллвер (1845-1924 гг.) выполнил в штукатурке работу под названием Падший ангел. В следующем году она выиграла пятью голосами против двух, медаль первого класса на Национальной выставке изобразительных искусств, состоявшейся в Мадриде.

Работа была приобретена государством за 4500 песет. На основании ранее сделанной оценке жюри выставки, было принято решение отправить её в Париж по случаю проходившей Всемирной выставки 1878 г. Согласно принятым критериям на выставке нужно было сделать либо бронзовую, либо мраморную скульптуру. После чего началось её изготовление по указанным формам литья. Скульптор предложил сделать это в Риме, но производство началось в Париже в доме Тибо-Филс.
Статуя «Падший ангел» долгое время была частью постоянной коллекции Национального музея Прадо. В октябре 1879 г. директор музея Бенито Сориано Мурильо предложил Департаменту общественных выставок передать статую для размещения её на улице, так как только в открытом пространстве под небом, окружённая общественным местом, она в полной мере покажет свой потенциал, заиграет новыми гранями, продемонстрирует превосходную пластику и великое значение искусства, чего лишена в закрытом пространстве музея.

Эта просьба была удовлетворена, и скульптура была передана городу Мадриду для установки в общественных местах столицы. Для статуи была выбрана территория, когда-то занимаемая старым королевским фарфоровым заводом в садах Ретиро.
В мае 1880 г. архитектору Министерства развития Франсиско Аларкону и Джарено было поручено разработать пьедестал, на котором должна быть установлена работа Беллвера. Для его изготовления был использован гранит, бронза и камень, которые создали основу фонтана в форме большого пилона. Комплекс фонтана со статуей был официально открыт в 1885 г.

С девяностых годов XIX в. в музее Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо как яркий образец искусства находится копия статуи «Падший ангел», изготовленная из смолы и полиэстера на силиконовой форме. На месте где расположен фонтан «Падший ангел», когда-то находилось несколько зданий. Самое старое из них это Эрмитаж аббатства Сан-Антонио времён правления Габсбургов. После его сноса на этом месте Карлос III приказал построить фарфоровый завод наподобие завода Каподимонте в Неаполе, который был разрушен во время войны за независимость в 1813 г. После этого место оставалось долгое время пустым, пока на нём не был возведён фонтан Падший ангел. В настоящее время здесь сходится три дороги с твёрдым покрытием Пасео дель герцога Фернана Нуньеса, Куба и Уругвай.

Сам фонтан имеет приблизительные размеры 10 м в длину, 10 м – в ширину и 7 м - в высоту. Скульптура ангела достигает в высоту 2,65 м. Фонтан окружён круговым партером из самшита. Расширенный пилон из гранита имеет восьмиугольную форму, принимая на себя падающую воду. В центре стоит пьедестал с гранитным основанием в форме усечённой пирамиды, на каждой из сторон которого находится латунная крышка. Эти покрытия представляют собой дьяволов, держащихся за руки с ящерицами, змеями и дельфинами, под каждой из трёх струй, вытекающей воды. На этой основе также лежат два тела, но с меньшим наклоном. А потом третье тело, имеющее более низкую высоту и состоящую из трёх круговых шагов, на которых покоится основная скульптура, венчающая памятник. В нижней части статуи расположены трубы, через которые протекают потоки воды, символизирующие столкновение с адскими существами. Основным элементом фонтана является фигура падшего ангела с распростёртыми крыльями и искажённым лицом, лежащим на основной скале, в то время как большая змея обвивается вокруг его тела.

Эта работа показывает три основных влияния на стиль скульптора Беллвер: эллинистической, особенно Лакоона и его сыновей, барокко, заметно влияние Бернини, в составе диагональных линий и выразительности, и романтического, что прослеживается в выражении фигуры по драматичности изображённых чувств и их интенсивности.

Официальная топографическая высота фонтана Падший ангел составляет 666 м над уровнем моря в Аликанте. Это является основанием для распространения заблуждения, что памятник является данью Люциферу, но средняя высота самого города Мадрида составляет 665 м над уровнем моря, так что в этом нет ничего сверхъестественного. Также это не единственный памятник в мире, посвящённый падшему ангелу. В итальянском Турине также есть памятник Люциферу, носящий название «Мемориал Трафоро Фрежюса».

Домик рыбака

Он представляет собой небольшое здание, которое находится в северо-восточном углу парка дель Буэн Ретиро. Домик был построен во времена правления Фернандо VII, как причуда для развлечений на подобии Королевского дворца Аранхуэса.

Хрустальный дворец

Это, без сомнения, является самым выдающимся зданием сада. Хрустальный дворец, наряду с искусственным озером, был построен в 1887 г. Оба они родились по международному призванию, во время организации выставки Филиппинских островов, где были представлены коллекции цветов. Это был ответ на великолепные испанские теплицы, разработанные в английском стиле, и Пальмовый дом из Садов Кью, созданных в Англии.
У озера, у подножия Хрустального дворца, есть лестница, которая погружается в него, на ней можно найти несколько копий лысого кипариса. Само здание дворца окружено конским каштаном внушительного размера, который представляют атмосферу романтизма начала ХХ в. В течение многих лет дворец принадлежит музею Прадо, который организует здесь временные выставки современного искусства.

Искусственные горы

Искусственная гора, называемая горой кошек, была сделана в 1815 г. по королевскому указу Фернандо VII, наряду с другими значительными улучшениями, проведёнными в парке дель Ретиро. Она была создана для прогулок животных, которые находились в зоопарке, открытом в садах Ретиро.

Зоопарк

Зверинец в парке был создан Фернандо VII и Изабеллой II, здесь он располагался рядом с дворцом Хардинес до 1972 г. после чего был переведён в Каса де Кампо. Он находился рядом с воротами Сайанса де Баранда. В 1774 г. Карлос III приказал построить зоопарк в Куэста де Мояно, чьи земли являлись частью здания Хардинес дворца дель Буэн Ретиро. Он должен был дополнять создаваемый Музей естественных наук, располагаясь рядом с Ботаническим садом. Зверинец стал вторым зоопарком, открытым в Европе после Вены. В конце XVIII и начале XIX вв. было очень модно в честь крещения королевских детей или приёма уважаемого иностранного гостя проводить бои между тиграми, львами и быками. В XVIII в. коллекция животных в зоопарке состояла в основном из испанских и животных, присланных колониальными губернаторами. Здесь можно было увидеть попугая Ара, туканов, оцелотов, змей, пум, крокодилов, обезьян и даже слона, который пришёл пешком в Мадрид после прибытия морем в Кадис, в качестве присланного подарка губернатором Филиппин.

В конце XVIII в. все звери перемещаются в парк дель Буэн Ретиро, находящийся недалеко от современной площади Пуэрта де Алькала. В клетках содержались все хищные животные, а травоядные – олени, ламы, страусы, газели, лани содержались в восьмиугольных вольерах. Французское вторжение стало серьёзным препятствием для зверинца, так как многие животные погибли, и когда в конечном итоге французы были изгнаны, он имел плачевное состояние и ужасный внешний вид. В 1830 г. король Испании Фернандо VII приказал расширить территорию зоопарка и улучшить его оснащение, а также передал часть территории, прилегающей к существующим воротам Сайнс де Баранда. Чуть позже зоопарк будет переименован и станет частью Королевского кабинета естественных наук. В зоопарке будет построено небольшое здание, называемое «Домом льва». Здесь на первом этаже были созданы клетки для нескольких тигров, пантер, двух гиен, шакалов, а верхние комнаты предназначены для королевской семьи и их гостей.

Здесь же размещались чучела животных, в качестве декора помещения. Вокруг находились другие клетки с животными и большие ямы с вольерами для обезьян, слона, животных, населяющих Японию, африканских газелей и перуанских лам.
Королева Испании Изабелла II приказала расширить здание, добавив второй двор для травоядных и приказав приобрести животных в Марселе, среди которых и 2 слонов.

После революции 1868 г. управление зоопарком перешло городскому совету, который в 1895 г. заключил контракт с Луисом Каванасом о лечении животных и управлении зоопарком. Зоопарк становится всё более популярным. Кроме этого семьёй Каванас была добавлена и собственная коллекция животных, организованы водные процедуры, купание слона и крокодила, которые могли наблюдать все посетители каждый день. 31 декабря 1918 г. договор с семьёй Каванес городским советом был расторгнут, и зоопарк снова перешёл под непосредственное управление города. Назначение Сесилио Родригеса вдохнуло в парк Ретиро новую жизнь. Были организованы специальные прогулки, чтобы рассмотреть различных кошек, некоторые из которых были привезены из Гвинеи и Сахары. Через 5 лет количество животных увеличилось, в зоопарке появились зебры, антилопы, белые медведи, страусы, пумы, бегемоты.

С провозглашением Второй Республики новый демократический совет города отклонил кандидатуру Сесилио Родригеса, что привело к серьёзному застою в делах зоопарка, который усилился во время гражданской войны, что привело его почти к гибели. Конец Второй мировой войны и возвращение Сесилио Родригеса к руководству сделали зоопарк Мадрида уникальным местом, так как сюда были эвакуированы множество животных из разных европейских зоопарков, в основном из Берлина. В 1953 г. директором зоопарка после смерти Сесилио Родригеса становится Рамон Ортис. В это же время из Мюнхенского зоопарка сюда прибывают новые животные: тигры, львы, обезьяны и медведи, поступают взносы от частных лиц, что позволило организовать собственную ветеринарную клинику.

Зоопарк стал настолько популярным, что в некоторые праздники количество посетителей достигало 200.000 человек, а в 1967 г. количество посетителей впервые превысило более одного миллиона с половиной человек. На момент переезда в новый зоопарк здесь было более 550 животных, принадлежащих к 83 видам.
Уже в 50-е гг. прошлого века были предприняты первые шаги по созданию нового зоопарка по проекту немецкого архитектора Черта Ганца. Наконец 22 июня 1972 г. мэр Мадрида Карлос Ариас Наварро окончательно закрыл зоопарк в парке Ретиро и открыл его в Каса де Кампо.
После закрытия основные объекты зоопарка были демонтированы, а павильоны служили в качестве административных офисов Муниципального пенсионного совета до его передачи в бывшие казармы Даоиз и Веларде. Сейчас здесь осталось целым только логово бабуинов.

Напротив памятника Альфонсо XII в парке дель Буэн Ретиро размещены все виды киосков, а также небольшие площадки, где выступают группы музыкантов. Прогулка по саду, где растёт более 23000 деревьев, доставляет особое удовольствие и наслаждение каждому, решившему посетить такой прекрасный парк.

Время работы

С 1 октября по 31 марта
С 6.00 до 22.00
С 1 апреля по 30 сентября
С 6.00 до 00.00
Без выходных

Стоимость
Вход бесплатный

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.688339199999973, широта - 40.4198123
  • Стоимость: Бесплатно
  • График работы
  • Часы работы: См. описание
  • Выходные дни: Без выходных
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах