Испания на русском - русская Испания

Пуэрта де Алькала. Площадь Независимости – Puerta de Alcala. Plaza de la Independencia

5 / 1 голос
Мадрид, пл. Plaza de la Independencia, 1
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Архитектура
Телефон: + 34 915 29 82 10

Пуэрта де Алькала. Площадь Независимости – Puerta de Alcala. Plaza de la Independencia

Пуэрта де Алькала являются одними из 5 бывших королевских ворот, открывавших доступ в город Мадрид. Расположены они сегодня в центре ротонды, построенной на площади Независимости, а возведены в 1778 г. испанским архитектором Анхелем Фернандесом де лос Риосом по проекту итальянского зодчего Франческо Сабатини. Ворота Алькала находятся как раз на стыке улиц Алькала, Альфонсо XII, Серрано и Салустиано Ологаза у ворот Ретиро, где можно увидеть ещё сохранившиеся ворота Испании и ворота Независимости, олицетворяющие главный вход в сады Ретиро и двери Эрнани. Официальная история Пуэрта де Алькала начинается в 1769 г., когда их строительство было полностью завершено среди множества других зданий города, возведённых во время королевской реформы, направленной на благоустройство всего Мадрида.
Ворота Алькала по приказу Карлоса III заменили пришедшие в негодность двери, построенные ещё в 1599 г. В те времена они открывали доступ тем путешественникам, которые прибывали в Мадрид из Арагона. Каталонии и Франции. Сегодня же ворота расположены рядом с фонтаном Сибелес и парком Ретиро. Но перед тем как король выбрал проект Сабатини, известному архитектору пришлось посоревноваться с предложениями, представленными другими известными испанскими зодчими Хосе Хермозила и Вентура Родригесом.
Стиль Пуэрта де Алькала отличается монументальностью и неоклассическими очертаниями, напоминающими римскую Арку Победы, возведённую ещё раньше за пределами города, на востоке. Оригинальность Ворот Алькала заключается также в том, что они стали первой триумфальной аркой, построенной в Европе после падения Римской империи. После неё в Европе были возведены уже другие подобные арки, ставшие очень знаменитыми, среди которых стоит отметить Бранденбургские ворота в Берлине и Триумфальную арку в Париже.
Впоследствии в течение 2-х веков своего существования Пуэрта де Алькала реформировалась 5 р., последнее произошло в конце XX в. Они стали внешней границей Мадрида, обязательным этапом, который отметил середину города. Это изменение связано с расширением XIX в., проведённым вдоль района Серрано, современной Саламанки, и улицы Алькала. В конце позапрошлого века ворота Алькала были уже одними из самых узнаваемых в городе, быстро превратившись в изображение, появляющееся на многочисленных иллюстрациях, изображающих Мадрид. Наконец, в 1976 г. Пуэрта де Алькала было признано испанским правительством историко-художественным памятником, став неотъемлемым декоративным элементом площади Независимости.
История

С момента создания города Мадрида, доступ в него был возможен только через множество дверей и ворот, созданных в его стенах. В средние века, укрепленные оборонительные позиции располагались в районе старого Алькасара, который был полностью окружен мусульманскими стенами. Они имели ряд заметных выходов и дверей, через которые люди отправлялись за пределы и могли попасть в город. Стены и двери помогали руководству осуществлять финансовый контроль над оборотом товаров, а также преследуя, в первую очередь, оборонительные цели. История создания каждой из стен и дверей в них окутана тайной и отличается датой возникновения.
С ростом территории города стена реконструировалась, а с увеличением радиуса стала носить название Христианская стена Мадрида, отметив новые пределы быстро растущего города. С приходом к власти Филиппа II в 1561 г. и после переезда Королевского суда город переживает беспрецедентный рост населения.
Это становится причиной строительства новой стены, которая смогла окружить ещё большую территорию Мадрида. Далее начинается процесс создания в оборонительной стене новых дверей и ворот. В XVII в. ворота становятся ещё более популярными и своё почетное место среди них занимают старые Пуэрта де Алькала. В оборонительной стене Мадрида располагались королевские ворота, и пять дверей, при прохождении которых уплачивались обязательные взносы. Сами же ворота носили названия Сеговия, Гвадалахара, Толедо, Аточа, де Алькала и Бильбао.
В стене были созданы и 14 калиток, принадлежащих ко второму порядку входов и открытых в разное время. Они назывались Вега, Вистиллас, Джилимон, Кампильо дель Мундо Нуево, Послы Портильо, Валенсия, Белл, Реколетос Санта Базбара, Чудеса, Санто-Доминго или Фуенкаррал, Конде Дукуе, Сан-Бернардино или Сан-Хоакин, Сан-Висенте.
В зимнее время ворота были открыты до 10 вечера, а летом их работа продлевалась ещё на час. По истечении этого времени и только в случае необходимости пришедшим стражники позволяли войти или выйти. Но ворота всегда были открыты в первые часы дня и закрывались с закатом, оставаясь таковыми всю ночь. Среди всех этих дверей старая Пуэрта де Алькала была одной из самых важных до прихода короля Карлоса III. Её достоинством был чёткий акцент, отразивший совершенствование в планирование города, а их непосредственная задача заключалась в открытие доступа и постепенное преобразование в памятник. С конца XVI в. среди их многочисленных функций они также обеспечивали прогон королевских стад, что на протяжении многих лет относилось к очень важным событиям. Через первые Пуэрта де Алькала проходили огромные стада овец отгонного животноводства. С двух сторон от ворот на обеих сторонах улицы располагались 2 специальных обозначения с указанием дорог для разных категорий скота.
Предшественники ворот Алькала

Пуэрта де Алькала в настоящее время является одним из наиболее важных памятников в монументальном зодчестве города Мадрида. Их современное изображение представляет собой кульминацию эволюционного процесса, начатого в конце XVI в. В XVII в. они представляли собой два различных архитектурных сооружения, прежде чем в конце XVIII в. стать настоящим памятником архитектуры. Только с этого момента Пуэрта де Алькала стала использоваться как триумфальный въезд, обеспечивающий совершенство обряду въезда правителя города, что постепенно приобретает всё большее значение. От Пуэрта де Алькала был открыт доступ на Пуэрта-дель-Соль, а оттуда через улицу Майор на Алькасар, современный Королевский дворец.
Во время пандемии чумы, которая произошла в Мадриде в 1580 г., эти ворота закрывали доступ населению в город. В то время они находились в более удобной позиции, чем в настоящее время, на пересечении улицы Баркуилло с Алькала. Именно тогда ворота получили название «Врата смерти улицы Алькала». 19 лет спустя, 24 октября 1599 г., они оказываются на месте въезда в город жены испанского короля Филиппа III Маргариты Австрийской. На тот момент улица Алькала уже используется в качестве альтернативы для торжественного входа в Каррера де Сан-Херонимо. Это событие привело к украшению города на всём пути процессии, особое внимание было уделено Пуэрта де Алькала и тротуарам одноименной улицы. Этот путь становится первым подобным маршрутом в Мадриде и после этого от Пуэрта-де-Алькала определяются все последующие въезды представителей короны, королевского суда и первых лиц города, что привело к созданию известного пути от Алькала, Энареса и до Королевского дворца в Мадриде.
Архитектурное и декоративное украшение этой первой дуги Пуэрта де Алькала принадлежало к работам Патрика Кахеса, который был назначен ответственным за декорирование архитектуры во время королевских торжеств. В то время старая арка была расположена чуть дальше на запад, чем в настоящее время, на пересечении улицы Алькала и Альфонсо XI. Ворота обладали структурой, разделённой на три части, состоящей из центральной арки и двух боковых. Ворота возводились из кирпичей за исключением пьедесталов и пилястров, для их же вертикального оформления использовался камень. Чтобы облицевать ворота мрамором был приглашен Диего Силлеро. Наружная поверхность старых ворот Алькала отличалась рельефным украшением, в то время как сам интерьер был более плоским. За их скульптурное оформление отвечали Хуан де Поррес и Алонсо Лопес Мальдонадо. Эти примитивные мотивы были сделаны из штукатурки, но из-за воздействия погоды, на них вскоре стали заметны явные признаки ухудшения.
Ворота были украшены декором, изображающим оружие на гербе Мадрида с двумя мифологическими фигурками Мантия и его сына Осно Бианора, которые в соответствие с легендой о создании Мадрида «Карпетана Мантуе», являлись его основателями. Став в 1615 г., так называемым чёрным входом в Мадрид для королевы Испании Изабеллы Бурбон, старые Пуэрта де Алькала породили возникновение новых арок, ремоделирование предложенных ранее планов и их изображений. В 1624 г. на воротах происходит окончательное исчезновение аллегорических образов, в основном из-за риска их разрушения.
В 1636 г. часть старых ворот была снесена и на их смену пришла трехсторонняя структура кирпичной арки из одного пролёта. Существовавшие ранее аллегорические фигуры были заменены на другие каменные статуи Божьей Матери Милосердия. На боковых арках появились Сан-Педро Ноласко и Блаженная Марии, матери Иисуса. Появление этих вторых ворот произошло намного легче, чем предыдущих. Эти архитектурные изменения на воротах были сделаны с использованием дизайна дворца Буэн Ретиро.
В 1667 г. после окончания строительства Королевского дворца к его фасаду, который находился рядом с Алькала, был буквально прикреплён один конец ворот, а второй практически встроен в стены Королевского Зернохранилища, расположенного в начале Пасео дель Прадо. Архитектору Теодору Ардемансу было поручено перестроить окружающее пространство. В 1692 г. работы по его проекту были завершены. Эта реконструкция было относительно лёгкой, основанной на канонах, навязанных городской модой того времени.
В картине Антонио Холи показан вид на улицу де Алькала в 1750 г. На ней можно увидеть одну из арок старых ворот Алькала. Вид этой картины отображается и в экспозиции 1761 г. Николая Чалмандриера.
Старые ворота были снесены в 1770 г., чтобы расширить и убрать улицу Алькала, известную как «Королевская дорога Арагона и Каталонии», с земель, отводимых для области, которая сегодня является садами Ретиро, принадлежащими в то время дворцу Буэн Ретиро. Сами же ворота Алькала отмечали вход в город по дороге из Арагона и Каталонии. Они были одними из пяти лучших ворот в оборонительной стене, которая окружала город, наряду с таковыми, как Толедо, Сеговия, Бильбао и Аточа.
Статуя короля Филиппа V в это же время размещалась возле ворот на деревянной площади, которая могла вместить 12 400 человек. Высеченная на ней дата 7 августа 1737 г. знаменовала собой первый бой быков. Эта площадь была заменена в 1742 г. площадью с каменной кладкой. Она находилась в эксплуатации до 1874 г., пока не была снесена. Сама площадь была тесно связана с Пуэрта де Алькала в течение почти 100 лет. В этот же момент происходила реконструкция Пасео дель Прадо и его архитектурных элементов по проекту Вентура Родригеса и Хосе Хермозилла.
Монументальные ворота Алькала Карлоса III

Вступление в Мадрид Карлоса III, сына Филиппа V, из Неаполя, который стремился преуспеть на престоле своего брата, Фердинанда VI, стала толчком к изменениям в судьбе ворот Алькала. Посетив сначала Барселону, он, въехав в Мадрид, сразу же обратил внимание на старые Пуэрта де Алькала и выразил своё недовольство этой постройкой. И с самого начала, казалось, было три возможных конструкций новых ворот. Одна была предложена военным инженером Хосе де Хермозилла и автором проекта Пасео дель Прадо, вторая – архитектором Вентура Родригесом, и, наконец, в последнюю очередь, 2 проектных предложений поступили от итальянского зодчего Франциско Сабатини.
После вступления в Мадрид 9 декабря 1769 г. через старые ворота, который ему были не по душе, Карлос III решил снести их и построить новые, которые стали частью его планов по улучшению города. Новые Пуэрта де Алькала должны были превратиться в главный вход в Королевский дворец и одним из самых представительных памятников времени его правления, будучи тесно связанными с частью реформ, проводимых на всей территории к востоку от города и ознаменовавшихся появлением и реформированием Королевского ботанического сада, Пасео дель Прадо, фонтанов Сибелес, Нептуна и других архитектурных проектов.
Архитектор Вентура Родригес представил королю все предложенные 5 проектов, пронумеровав их и поставив дату 16 мая 1769 г. Все они были оценены Карлосом III всего за пару дней. Проект Сабатини был выполнен в неоклассическом стиле, все 3 вида арок у предложенных ворот имели одинаковый размер и высоту в 70 футов. Оригинальный проект отличался двумя различными вариантами отделки, одни ворота были с пилястрами, а вторые - с лепниной. Наконец оба были объединены в один, и поэтому сегодня Пуэрта Алькала имеет разные фронтоны. На сам дизайн будущих ворот огромное влияние оказал фонтан дель Акуа Паола и крыша Палаццо Барберини в Риме. Оригинальность проекта ворот Алькала заключалась в том, что они стали первой современной триумфальной аркой, построенной в Европе после падения Римской империи. 18 мая 1769 г. Карлос III решил, что будет осуществляться именно проект Сабатини.
Строительство новых ворот Алькала
После избрания Карлосом III проекта комбинированных ворот несколько дней спустя, 27 мая 1769 г., начинается закупка материалов и приглашение рабочих, которые будут строить Новые ворота Алькала. Кроме того Пуэрта де Алькала должны были отметить ставшее на тот момент оживлённое движение в Мадриде. Основания для них выбирались лично под наблюдением Сабатини, поступая из карьеров из строго определённого материала. Для возведения потребовался речной камень, белый камень из карьера Кольменара.
В Доме де ла Вилья 6 июня закончился набор специалистов для строительства. Из 6 мест Франческо Сабатини предложил одну Франсиско де ла Фуэнте. Однако Сабатини потребовал сокращения расходов, что привело к разногласию между ними. Наконец работа была поручена Сантиахо Феихоо, который смог сократить расходы на 8 %. Для начала работ также и городской совет Мадрида собирал деньги от владельцев таверн, в качестве залога.
В начале 1770 г. начались строительные работы. Начальником работ был назначен Алонсо Перес Дельгадо, бывший в этот период мэром города. Им было принято решение построить арки на более высоком возвышении по сравнению с предыдущими воротами Алькала. В то время это место являлось внешней границей Мадрида, отмечая его истоки до стены, окружающей город. В самом начале, когда были возведены основания для нового Пуэрта де Алькала, посыпались жалобы, в которых указывалось на то, что новые ворота омрачили здание Королевского зернохранилища, находившегося неподалеку. Прошло 7 лет с начала работ, когда в новом суде появилась жалоба, обвинявшая Сабатини в медлительности. Хосе Антонио Армона, коррегидор де ла Вилья, призывает строителей взять на себя обязательство завершить возведение Пуэрта де Алькала в течение одного года. В 1778 г. работа была завершена, и через ворота был, наконец, открыт доступ в Мадрид, так как обе стороны оборонительной стены ещё существовали рядом, гранича с ним на востоке и оставаясь в таком состоянии до 1869 г., когда вся площадь вокруг ворот была реконструирована.
XIX в.
Как только строительство было закончено, ворота Алькала заняли свою монументальную позицию в городе. Став местом обслуживания триумфальных вступлений, они всегда находились в центре различных собраний и торжеств, особенно центристских партий. В 1823 г. в Пуэрта де Алькала попало несколько пуль во время шествия «100 тысяч Сынов Святого Луиса» в поддержку короля Фернандо VII. Следы от них всё ещё можно увидеть на фасаде ворот. Шествие закончилось столкновением с авангардом войск под командованием маршала Бессьера.
30 июля 1854 г. герцог Вистазермоза со своими последователями пересёк Пуэрта де Алькала от Викальваро, и здесь же потерпел поражение от королевских войск. Он пришёл, размахивая копьем в качестве трофея противника, и с тех пор местные жители окрестили его «Лонгин», как римского солдата, который, как говорят, воткнул копьё в бок Христа.
Постепенно через ворота начинает своё движение новый вид транспорта такой, как омнибусы, и множество частного транспорта. После публичного открытия садов Буэн Ретиро в 1876 г. движение через ворота нарушается, возникает неизвестное до этого времени явление – пробки. Это приводит к необходимости изменений в окружающей области, чтобы сделать её более подходящей для нового вида транспорта. Пуэрта де Алькала также модернизируется, а вокруг них разрабатывается подходящая квадратная форма. Одним из первых дизайнеров этого пространства, во время «славной революции» 1868 г., становится планировщик Анхель Фернандес де лос Риос. Члены городского совета обращаются в президиум, отвечающий за проведение работ вокруг Пуэрта де Алькала, и передают своё решение о присвоение этому пространству имени площадь Независимости в честь прошедшей испанской войны за независимости и, в частности в честь защитников Сарагосы. Это заявление было удовлетворено.
Создание различных центров в районе Арагон было призвано облегчить растущее движение транспортных средств на площади Пуэрта дель Соль. В 1866 г. в непосредственной близости от площади происходит восстание казарм Сан Джил. Их выстрелы попадают в стену здания, расположенного на соседней площади де Торос.
Испанский архитектор Фернандес де лос Риос решает разработать здесь радиально восемь кварталов новой площади и назвать их: Сагунто Нумансия, Ковадонга, Гранада, Падилья, Браво, Мальдонадо и Лануза. В 1872 г. городской совет Мадрида решает провести предлагаемые преобразования и начинает их строительство вместе с реконструкцией района Саламанки благодаря вмешательству маркиза Хосе де Саламанка и Майоля. После проведённых реформ ворота Алькала украшаются по особым случаям и даже с помощь света на них подсвечиваются наиболее интересные моменты.
19 апреля 1874 г. недалеко от Пуэрта де Алькала площадь, находившаяся в их окрестностях, закрывается и на её месте появляется дворец Депортес, открытый 4 сентября 1874 г. и просуществовавший до 1934 г. Позже, в середине XX в., в связи с архитекторами Секундино Зуазо и Паскуалем Браво, Пуэрта де Алькала покидает своё место расположения, неизменное с середины XIX в. А в 1886 г. в нескольких сотнях метров от площади Пуэрта-де-Алькала, открывается конная статуя Эспартеро.
XX век

От места расположения Пуэрта де Алькала начинается снос некоторых зданий, расположенных вниз по улице, ведущей в сторону будущей Гран Виа, в связи с её начавшимся строительством. Увеличение дорожного движения начинает ощущаться уже по всему городу Мадриду. Большой объём выхлопных газов начинает негативно влиять на ворота Алькала. В период с 1920-х и 1930-х гг. время от времени в районе ворот происходят столкновения с анархистами и политические манифестации.
Во время гражданской войны Мадрид был лоялен ко Второй испанской республике и Пуэрта де Алькала пострадали, находясь в арьергарде обороны Мадрида. Ворота стали идеальным местом для пропаганды. Во время обороны Мадрида и в ознаменование 20-й годовщины Октябрьской революции, Пуэрта де Алькала были украшены с согласия городских республиканских властей и ассоциации друзей Советского Союза портретами советских вождей: Литвинова, Сталина и Ворошилова, развешанных под тремя арками, щитом Советского Союза, помещённым над надписью «Король Карлос III», и надписью «Да здравствует СССР». После гражданской войны ворота служили в качестве трибуны для массового празднования правительством генерала Франко дня «освобождения Мадрида».
В конце гражданской войны с 8 по 9 марта 1939 г. площадь Независимости стало местом случайного боя из-за столкновения полковника Касадо с коммунистическими войсками, наступавшими по улице Алькала в сторону Министерства финансов. Коммунисты пришли, чтобы в течение нескольких часов захватить Дворец Связи, а касадисты сопротивлялись, забаррикадировавшись в Министерстве военно-морского флота, Военном министерстве и Банке Испании.
С начала 1976 г. Пуэрта де Алькала официально объявлены художественно-историческим памятником национального характера. В дни празднования Рождества под центральной аркой городской совет устанавливает сцену рождения Иисуса Христа. В 1968 г. рядом с воротами был спроектирован и построен небоскреб, называемый Торре де Валенсия. Появление, которого вызвало слишком много споров, так как он закрыл перспективный вид, открывающийся от площади де Сибелес к площади Пуэрта де Алькала.
В середине 80-х гг. на сцене Мадрида выступала группа Субурбан: Бернардо Фустер и Луис Мендо, Франциско Вильяр Кастехон; которая сочинила и исполнила песню под названием «Ла Пуэрта де Алькала», где рассказывалось об истории памятника. В 1986 г. певец Виктор Мануэль и певица Ана Белен записали песню «Для нежности всегда есть время», также связанную с воротами Алькала. Эта песня стала очень популярной и пользовалась большим успехом у зрителей.
В 1993 г. Пуэрта де Алькала была закрыта для проведения восстановительных работ, призванных вернуть ей былой исторический облик. На протяжении времени, пока продолжались работы, ворота были покрыты брезентом с рисунками известного карикатуриста Антонио Минготе. На рисунках изображались различные сцены, изображающие историю Мадрида. Сами оригинальные рисунки сегодня можно увидеть в городском музее.
Важные события
На пути между площадью Сибелес и садами Ретиро Ворота Алькала являются привычной частью популярного туристического маршрута, ставшего уже классическим. В 2001 г. в рамках проекта ЮНЕСКО, направленного на сбор книг для пожертвования странам Центральной Америки Пуэрта де Алькала была покрыта 45 000 экземплярами объявлений об этом событии, созданными по проекту, разработанному художником Лузом Диарриба. В 2004 г., по случаю свадьбы принца Филиппа де Бурбона и Греции, Ворота были в течение нескольких дней, как и другие памятники, освещены специальным освещением, созданным дизайнером интерьеров Паскуа Ортега.
В 2006 г., во время празднования дня «Белая ночь», художник Даниил Каногар использовал их в качестве фона для проекции установки, в которой сотни людей, казалось скользили по его фасаду. Летом этого же года на площади Независимости проводились некоторые работы по благоустройству, чтобы создать беседку. По этой причине был закрыт подземный переход через улицу Алькала.
6 и 7 ноября 2010 г. Пуэрта де Алькала были использованы в качестве фона для концертов, которые проходили за пределами Европейской музыкальной палаты. Их организация проводилась музыкальным каналом MTV. Это произошло первый раз за всю историю Мадрида, ведущей этого шоу стала известная американская актриса и модель Ева Лонгория. Позже здесь же были проведены мероприятия по вручению призов Magic Box.
В августе 2011 г. у Ворот Алькала состоялась церемония встречи Папы Бенедикта XVI по случаю XXVI Всемирного дня молодёжи Мадрид 2011. Папа римский вошёл под арки ворот в сопровождение 5 молодых людей, приехавших с 5 континентов.
Дизайн

В Пуэрта де Алькала виден исконный стиль классического итальянского барокко. Ворота были построены с использованием двух типов камня: тесаного гранита из Сеговии и декоративного камня. Происхождение гранитных пород относится к карьерам, расположенным в области Кольменар-Вьехо, Альпедрете и Ойо-Мансанарес. Декоративные и архитектурные элементы выполнены из известковых пород, добытых в карьерах Кольменар-де-Ореха. К ним принадлежат херувимы, щиты, оружие, шлемы, скульптуры, над которыми работали Франсиско Гутьеррес и Роберто Мишель. Чистейший известняк был очень распространенным во время эпохи строительства в Мадриде в конце XVIII в. архитектурных зданий и элементов для них. Кроме того, крышка фронтонов Пуэрта де Алькала, оформлена свинцовыми пластинами. Их внешний фасад смотрит на восток, а внутренний интерьер - на запад. На своде первой арки ворот географический институт поместил мемориальную доску с указанием высоты над средним уровнем Средиземного моря в Аликанте - 658,6 м.
Архитектура
Пуэрта де Алькала представлена пятью пролетами, тремя центральными арками, перемычками сторон, мансардой на валу, которая увенчана фронтоном треугольной формы и является полукруглой наружу и внутрь, а также фигурками, украшающими их наверху. Среди 3-х главных частей, расположены пять, 3 из которых с арками, украшенными ключевыми сегментами с отделкой в виде масок, изображающих львиные головы. Они расположены на западной и внутренней стороне. На восточной стороне изображены сатиры, формы из цветочных гирлянд, на западной стороне две боковые части обладают арочными перемычками, которые оформлены парами больших карт с рельефами, пересекающимися рогами изобилия.
Эти центральные пролеты уже несколько лет после последней реконструкции окружены защитными ограждениями, которые закрывают путь для движения на запад. В настоящее время можно увидеть втулки, на которых изображен стенд, превращающийся в решётку. Другие участки внешне предназначены для прохода пешеходов. Вся основная часть архитектуры выступает из основной части крыльев.
Внешний фасад, который смотрит на Восток, демонстрирует десять гранитных гладких колонн без малейших неровностей, символизирующих Сеговию. На внутренней стороне, стоящей перед городом, сменяется шесть внешних пилястр и только две пары вдоль центральной колонки арки остаются, все, из которых поддерживаются на главном основании. Капителями являются элементы ионического ордера, и они поддерживают карниз. Угадывается здесь такой же дизайн, как Микеланджело сделал для Капитолия в Риме. Только в то время эта модель была сделана с учётом конструкции шлюза.
Украшения
Крупные художники создавали украшения для Пуэрта де Алькала. Это два скульптора: испанец Франциско Гутьеррес, отвечавший за щиты и ангелов, и француз Роберто Мишель, создавший львы, рога изобилия и другие архитектурные украшения.
Архитектор Роберто Мишель жил в Мадриде, находясь на службе у Бурбонов в течение почти 40 лет, и пик его творческой карьеры совпадает с царствованием Изабеллы. Гутьеррес и, возможно, даже Сабатини были друзьями со времени его предыдущего пребывания в Риме. Эти два скульптора ранее работали над созданием фонтана Сибелес. Возможно, по этой причине именно их вместе выбрали из группы Филиппа де Кастро, который был ведущим скульптором города в то время, для создания украшений на Пуэрта де Алькала. Орнамент, украсивший Пуэрта де Алькала начал создаваться в мастерских соответствующих резчиков уже в 1773 г., а в марте 1778 г., несмотря на то, что строительство новых ворот было закончено, большинство декоративных частей на выступе ворот ещё не были придуманы и сделаны. Пуэрта де Алькала также отличалось отсутствием бюста Карлоса III, что было принято на триумфальных арках, возводимых римлянами. Но отличительной чертой правления этого испанского короля стало отсутствие частых упоминаний о нём при возведении различных архитектурных элементов. Правда, на центральном пролёте на верхней части фасада ворот Алькала, на фронтоне в три линии по-латински сделаны надписи с девизом: Король Карлос III, АННО и MDCCLXXVIII.
На их внешней стороне находится щит с изображением королевского герба, поддерживаемый мифологической фигурой Фама, но без характерной для него трубы, а рядом с ним изображен в виде ребёнка образ из римской мифологии Гениус. Труба Славы, с которой в мифологии обычно изображали этих двух героев, должна была стать общим атрибутом, инструментом, объявляющим о прибытие короля. Сегодня неизвестно, находилась ли труба славы на начальной конструкции ворот Алькала, или просто была позже удалена. Щит, же созданный на воротах был сразу виден издалека теми, кто входил в город.
Сам же комплект декоративных элементов Пуэрта де Алькала имеет сходство со скульптурой, которая венчает могилу Фернандо VI, находящуюся в Королевском монастыре салезианцев в Мадриде, представляющую собой изображение военных трофеев. Кроме того, будучи в состоянии представить не только старые виды вооружения, но и приобщение к современным видам оружия.
На уровне улицы на воротах Алькала можно увидеть на шлемах перья, копья, флаги и штандарты, которые соответствуют побеждённым врагам. Эти аллегорические репрезентации демонстрировали входящим в город абсолютную власть короля Карлоса III. В интерьере фасада на боковых арках расположены 4 главные добродетели, изображенные в виде маленьких детей и представляющих: Благоразумие, Правосудие, Умеренность и Удачу. Считалось, в течение некоторого времени, что ранее эти главные добродетели представляли женские фигуры, как показано в картине «Главные добродетели» Рафаэля.
При создании фигур детей для Пуэрта де Алькала были широко использованы декоративные элементы в стиле барокко. Эти аллегорические представления символизируют добродетели самого испанского короля Карлоса III. Все эти мотивы были вырезаны из декоративного известняка, полученного из карьеров Кольменара так же, как и рога изобилия, Авила, созданные по проектам Франциско Гутьерреса Аррибаса. А использованный им для фигур стиль барокко наиболее сильно контрастирует с неоклассическим стилем самих Пуэрта де Алькала.
Особенности дизайна
Ворота Алькала с обеих сторон украшают в зависимости от наблюдаемой стороны внутри или снаружи немного отличающиеся декоративные элементы. Западная сторона ворот после открытия будет считаться внутренней, той, которую видят покидающие город, а восточная - наружной той, которая открывается всем путешественникам, входящим в город. Карлос III решил построить ворота, как символический памятник его первого входа в Мадрид, сразу приказав благоустроить один из его главных входов.
В ключевой из трёх арок, которые выходят на восток, посетители могут увидеть маски, изображающие головы и сатиров, которые в Древней Греции считались лесными духами. Украшение ворот Алькала цветочными и фруктовыми мотивами было связано с необходимостью изобразить символ плодородия, который должен был обеспечить благоденствие земледельцам и королевским землям.
На внутренней стороне на арках можно увидеть маски с львиными головами, что означало постоянное наблюдение и поддержание мира со стороны испанского короля.
Западная сторона Пуэрта де Алькала была первой, что видели те, кто углублялся в город. По этой причине итальянский зодчий Франческо Сабатини поместил здесь королевский щит, который венчает фронтон ворот.
Внутри же Пуэрта де Алькала можно увидеть набор брошенного оружия и различные щиты, всё это в комплекте аллегорически отображает усилия короля по поддержанию мира. Внутренний фасад, стоящий перед городом является более простым и трезвым, чем внешний. Его столбцы становятся пилястрами.
Четыре добродетели
Иногда детей, расположенных на верху Пуэрта де Алькала, вырезанных Франциско Гутьерресом, называют «ангелы мира». Оригинальность этого предложения заключается в том, что до тех пор, пока Сабатини не решил изобразить на воротах добродетели в виде детей, они всегда олицетворялись женскими фигурами.
Тем не менее, дети-путти обычно использовались в качестве декоративных элементов барокко. В некоторых случаях дети теряют свои характерные признаки, что позволяет легко отличить их: ребенок, который держит в руке зеркало, олицетворяет «Благоразумие». Такое определение возникает, потому что ранее итальянский художник Рафаэль Санти в 1511 г. в его изображение главных добродетелей, изобразил «Благоразумие», как центр окна, где девушка смотрится в зеркало, поддерживаемое Купидоном. Правосудие на Пуэрта де Алькала представлено ребенком, левая рука которого висит, а справа от него стоит меч. Здесь, правда, отсутствует такой атрибут, как весы, но они могли со временем исчезнуть. Удача представлена ребёнком, держащим в руке оружие. Эта фигура была обезглавлена в начале XIX в. и восстановлена в 1831 г. Умеренность изображена с чашкой в руке, но в этом случае ребенок ещё держит на коленях лиру. Атрибуты, которые отражены в картине Рафаэля 1511 г., и амуры и вдохновили Сабатини создать дизайн из четырех добродетелей на Пуэрта де Алькала.
Щиты западного фасада
На западной стороне находятся рамки французского скульптора Роберта Мишеля, отображающие аллегорию оружия, изображенного в виде трофеев, и олицетворяющую установления и стремления к миру.
Реставрации
В течение почти двух столетий существования Пуэрта де Алькала восстанавливалась пять раз. В той или иной степени ворота всегда страдали от событий, разворачивающихся вокруг них. Каждый из руководителей реставрационных работ не только пытался сохранить нетронутыми оригинальные архитектурные формы и распределения, но и уважительно относился к месту происхождения используемых материалов. Реставрации оставили нетронутыми, даже места попадания в ворота Алькала снарядов во время различных вооруженных столкновений, происходящих рядом. Для сравнения, число ударов от снарядов на фасаде снаружи, намного выше, чем, можно увидеть на внутренней стороне. Однако определение причин их происхождения вызвали споры среди ученых. Фернандес де лос Риос некоторые из них связал с оказанным местными жителями сопротивлением французским войскам наполеоновского генерала Мурата при вступлении их 3 мая 1808 г. в Мадрид. Так же существует мнение, что некоторые снаряды попали в Пуэрта де Алькала во время боевых действий, которая произошли на площади Независимости в начале 1939 г. между войсками полковника Касадо и лояльными республике войсками Хуана Негрина. Следы от снарядов имеют различную глубину и расширение, показывая воздействие различных калибров и разных трагических событий, оставивших их.
Первая реставрация Пуэрта де Алькала была произведена в 1869 г., почти через 100 лет со дня их возведения. В 1904 г. Анхель Фернандес де лос Риос, заняв новую должность члена совета города по дизайну окружающей среды, в своих докладах осуждает плохое состояние Пуэрта де Алькала. Он упоминает, что от основного постамента на высоту 1 м на воротах видна соль, разрушающая памятник. Организованная реконструкция проводилась архитектором Хосепом Пикиером и Дуарте, а была закончена Сабино Медина. Также в 1904 г. были восстановлены некоторые цифры на уступе, помыт и очищен от грязи весь памятник. Камень же использованный для восстановления не был взят из карьера Кольменар-де-Ореха, как оригинальный, что будет замечено при проведении последующих реставраций. Некоторые деятели этой эпохи раскритиковали проведённую реставрацию за её поверхностность.
В 1959 г., уже в послевоенный период проводятся третьи реставрационные работы, связанные с фигурами, расположенными на фронтонах. За работу отвечал Коллаут Федерико Варела. Четвертая реставрация немного не совпала с празднованием двухсотлетия площади от 13 октября 1979 до 12 января 1980 гг. Руководство восстановительными работами было возложено на архитектора Хоакина Ролдана Паскуаля.
Пятое восстановление было самое серьёзное и тщательное из всех. Оно было связано с ветхостью свинцовой оболочки, что было заметно с кольцевой дороги. Спонсором работ выступил универмаг «Эль Корте Инглес», а сама реставрация началась 1 марта 1992 г. и закончилась 15 мая того же года во время празднования дня Сан-Исидро, святого покровителя Мадрида. В этом восстановлении обновление коснулось главного фронтона, скульптурного карниза и очищение камня Пуэрта де Алькала от грязи, накопленной из-за движения транспортных средств в этой области.
Площадь Независимости

Площадь Независимости, где сегодня расположены Пуэрта де Алькала, пересекает улицу Алькала с востока на запад, сходясь на севере с улицей Серрано, а на юге с улицей Альфонсо XII. В дальней части на северо-западе лежит улица Олозага Салустиано, а на юго-востоке начинается авеню Мексики, которое открыто исключительно за счет садов Ретиро.
Площадь Независимости является одним из самых символических мест в испанской столице, домом для Пуэрта де Алькала, одного из самых известных памятников Мадрида. Современное распределение площади начало складываться в 1869 г., когда была снесена стена, окружающая город с востока и прикреплённая к воротам Алькала. Круговое пространство было построено под расположенные в центре Пуэрта де Алькала, являющиеся в этой области главенствующими. Очертания площади Независимости формируются с конца XIX в. и начала XX в. На юго-восточной стороне появляются ворота Независимости, ставшие одними из главных входов в сады Ретиро.

Пуэрта де Алькала являются одним из самых представительных памятников Мадрида, отражая двойной взгляд на город: внутрь и за его пределы на протяжении веков. Почти сразу они стали вдохновением при создании некоторых малых архитектурных форм, появились на открытках, картинах, логотипах, представляя столицу Испании. С самого момента своего создания они служили поддержкой для всех видов политических и художественных проявлений, а его окрестности были свидетелями многочисленных исторических фактов. В конце концов, Пуэрта де Алькала приобрело категорию одного из важнейших символов столицы Испании - Мадрида.

Как добраться

Автобусом
№№ 1, 2, 9, 15, 20, 28, 51, 52, 74, 146, 202

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.688694727664142, широта - 40.41998549809239
  • Стоимость: Бесплатно
  • График работы
  • Часы работы: См. описание
  • Выходные дни: Без выходных
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах