Испания на русском - русская Испания

Площадь Сибелес - Plaza de Cibeles

Мадрид, пл. de Cibeles
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Архитектура

Площадь Сибелес - Plaza de Cibeles

Площадь Сибелес расположена на пересечении улицы де Алкала, идущей с запада на восток, Пасео де Реколетос тянущуюся с севера и Пасео дель Прадо, начинающуюся с юга. Это место, одно из самых символичных в столице, оно соединяет три абсолютно разных района Мадрида Сентро, Ретиро и Саламанка. Площадь Сибелес представляет собой квадратное пространство неоклассического комплекса с фонтанами и мраморными скульптурами. Первоначально площадь была названа площадь Мадрида, но в 1900 г. городской совет принял решение о её переименовании и дал ей имя площадь де Кастелар, которое и было заменено уже позже на современное название Сибелес.

В центре площади расположен знаменитый фонтан Сибелес, созданный ещё в 1782 г. испанским архитектором Вентура Родригесом. На каждом из четырёх углов квадрата площади преобладают знаковые здания, построенные в период с конца XVIII и начала XX вв. Это дворец де Буенависта или штаб армии, создание которого датируется 1777 г. Он является старейшим из всех и находится в северо-западном углу площади Сибелес, лицом к дворцу Линарес или Латинскому дому, который стоит на её северо-восточном углу. Между тем дворец связи, резиденция мэра Мадрида с 2007 г. расположен на юго-востоке, а Банк Испании возвышается на юго-западном окончании площади. Все эти здания расположены в начале трёх соседних районов.

На протяжении многих лет площадь де Сибелес являлась памятным символом города. Своё современное название она получила от одноимённого фонтана, посвящённого греческой богине Сибелес или Кибелы, согласно древнегреческой мифологии жены титана Кроноса и матери Аттиса.

История

Место, которое сейчас занимает площадь де Сибелес, во времена Ренессанса было частью леса, который представлял собой продольную ось, отделявшую деревенскую часть Мадрида от различных монастырских комплексов и дворцов. Эта часть состояла в то время из трёх главных районов, известных тогда, как Прадо, современное Пасео де Реколетос, Прадо Херонимос, ныне Пасео дель Прадо и Прадо де Аточа, исчезнувшее сейчас.

Первая крупная реформа этой лесной границы была проведена по просьбе короля Испании Филиппа II в 1570 г. В XVIII в. уже во время царствования Карлоса III, новая реконструкция не проводилась. Но началось обустройство этой части города. Проект по обустройству этой новой территории, который получил название Салон дель Прадо, был разработан испанскими архитекторами Вентура Родригесом и Хосе де Хермозилла. К востоку от старого Мадрида была создана большая площадь садов и декоративных фонтанов. По обеим сторонам от неё располагались разнообразные площадки, посвящённые научным и культурным мероприятиям. Результатом этого проекта, стала инициатива установить в 1782 г. рядом с дворцом де Буенависта на Пасео де Реколетос фонтан Сибелес, который будет смотреть на расположенный напротив фонтан Нептуна.

В 1895 г. было принято решение перенести фонтан Сибелес на пересечение улиц, туда где находится поворот на улицу Алкала, его современное местоположение. Территория пересечения двух улиц была использована для создания вокруг фонтана места для распределения движения транспортных средств, что и привело к созданию площади.

За четыре года до передачи финансовой власти официально открыл свои двери Банк Испании, что закрыло полностью западный угол квадрата площади Сибелес. Это здание было возведено на юго-западном углу площади, напротив дворца де Буенависта, возвышающемуся на северо-западной стороне.
В начале XX в. с открытием в 1900 г. дворца Линареса и в 1917 г., после 23 лет проектов и работ, дворца связи, самого высокого здания площади, которое вместе с фонтаном Сибелес окончательно сформировало площадь де Сибелес, строительство восточной границы её территории была окончательно завершено.

С развитием Мадрида площадь де Сибелес стала нервным центром города. Учитывая её расположение между двумя крупными артериями города - улицей де Алкала и валом Пасео де Реколетос и Пасео дель Прадо - она стала важным перекрестком для дорожного движения. Площадь де Сибелес является ареной различных исторических и социальных событий, среди которых стоит особо подчеркнуть, последние празднования спортивными болельщиками побед футбольного клуба Реал, и национальной сборной Испании на чемпионате мира и Европы по футболу в 2010 г. и в 2012 г. Кроме этого национальная сборная Испании по футболу является наиболее титулованным чемпионом Европы, завоевав эту победу 3 раза.

Здания

По всему периметру площади в её разных концах находятся знаменитые здания и дворцы, являющиеся национальным и культурным достоянием Испании и Мадрида. Дворец Буенависта, теперь Главная штаб-квартира армии, был резиденцией герцогов Альба в последней трети XVIII в. Здание дворца было построено в 1777 г. в имении известном под названием Меззанин де Буенависта, которое герцог Альба приобрёл в 1769 г. Планировка дворца была разработана Педро Арналом и объединило в себе французский и итальянский стиль. Здание располагалась на холме, окружённом лесистой местностью, что затрудняло видимость площади де Сибелес. Сам дворец был окружён садом, созданным во французском стиле архитектором Вентура Родригесом.

В 1939 г. здание дворца было реконструировано. Благодаря этой реформе над первым этажом появился фронтон, а другой фронтон возник над главным фасадом, он был создан испанским архитектором Анисето Маринас и обращён к улице Алкала. После смерти герцогини Альба дворец стал военным министерством. В 1847 г. он был передан испанской армии для размещения здесь Главной штаб-квартиры армии. Она находилась здесь в 1939 г., пока не была переведена в другое здание.

На юго-западном углу площади Сибелес напротив Главного штаба испанской армии доминирует штаб-квартира Банка Испании, которая была открыта в 1891 г. Это произошло спустя 10 лет после того, как король Испании Альфонсо XII заложил в фундамент первый камень. Здание было спроектировано испанскими архитекторами Эдуардо Адаро и Севериано Сайнс де ла Ластра. Бюджет строительства составил около 15 300 тысяч песет. В работах по строительству здания Банка Испании также участвовали архитекторы, скульпторы и инженеры Букель Анибал Альварес, Алехандро Херреро, Бернард Асинс, ставший автором железных ворот. Самая старая часть огромного здания, граничащая с площадью де Сибелес, была построена в период между 1882 и 1891 г.

На протяжении всего прошлого века были начаты три расширения штаб-квартиры Банка Испании. Первое состоялось между 1930-1934 гг., второе - между 1969 и 1975 гг. Последний проект расширения, разработанный испанским архитектором Рафаэлем Монео, завершился в 2006 г. При проведении строительных и проектных работ во всех случаях был сохранена оригинальная планировка здания, появившаяся в момент его создания. Внутри здания под его поверхностью площадью 302м, находится подземное хранилище, где Центральный банк страны хранит золото. Проведённые недавно инженерные работы обезопасили хранилище от возможной угрозы взлома и создали водные каналы, которые в случае надобности затопят хранилище водой из находящегося недалеко фонтана Сибелес.

Напротив Банка Испании расположен дворец де Линарес. Строительство этого дворца в стиле барокко было начато в 1877 г. по заказу богатого банкира Хосе де Мурга, маркиза Линареса. Ходят слухи, что в здание до сих пор присутствует дух первого владельца, который сделал своё состояние в Новом свете. Само здание было названо в его честь. Архитектором дворца стал испанец Карлос Колуби. Сам дворец расположился на участке площадью 3064 м². Его строительство было окончено только в 1900 г., спустя 23 года. Главный фасад дворца, выходящий на площадь де Сибелес, известен своими цилиндрическими и коническими барельефами и декоративными окнами, украшенными фронтонами и фризами.

Внутри дворца расположено множество помещений и жилых комнат, которые были роскошно украшены, работами различных художников таких, как Каско Пласенсиа, Херонимо Сунол, Франциско Прадилла, Мануэль Домингес, Алехандро Феррант и Америго Франциско, который среди прочего, сочетал в своих работах стили различных направлений, такие как готика, необарокко или романтизм. Вестибюль и овальная лестница, созданные по проекту испанского архитектора Мануэля Альвареса Анибала Аморосо, являются двумя из наиболее важных элементов интерьера всего дворца.

Спустя столетие, здание пришло в упадок, но в 1992 г. оно было полностью реконструировано и отреставрировано. Дворец был передан для организации в его стенах дома Америки, культурного центра с художественной галерей, работы в которой в основном сосредоточены на латино-американском искусстве. Дом Америки стал учреждением, которое способствует культурным связям между Испанией и странами Латинской Америки. Рядом с главным зданием, были реконструированы также ещё два здания, которые расположены сзади, являясь продолжением дворца, это так называемая кукольный дом, с уникальными декоративными элементами, принадлежащими стилю романтизм, и конюшня, созданная в классическом стиле.

Дворец связи стал последним из открытых четырёх зданий, завершившим контур площади. Он является самым известным зданием на площади де Сибелес, став её символом и получив в 2011 г. название дворец Сибелес. Для его строительства молодой архитектор Антонио Паласио использовал как ориентир очертания соборов. Само здание располагается на пересечение нескольких улиц. Дворец имеет большое значение для вида всей площади, так как обладает самой значительной высотой из всех окружающих строений. Его центральная башня достигает максимума высоты, взмывая вверх на 60 м.

Дворец связи, занимающий площадь 12207 м ², был построен на земле, изначально принадлежащей садам дель Буэн Ретиро. Его строительство началось в 1904 г. по проекту архитекторов Антонио Паласиоса, Хоакина Отаменди и инженера Ангела Сайнса Чуека. Его общий бюджет составил 10 311 860 песет. Эта работа была завершена тринадцать лет спустя в 1917 г.

Здание дворца было спроектировано с критериями рациональности и функциональности при уникальном смешении различных влияний и стилей. Монументальность архитектурных объемов и их руководящие принципы выражают архитектурный стиль того времени в США, а объёмность композиций обозначает стиля французский твист. Что касается внешних декоративных элементов, они относятся к испанской средневековой архитектуре, представленной также и в особенных камнях. Возведение дворца для штаб-квартиры почтовой и телеграфной компании Испании позволило укрепить ощущение закрытой широкой эспланады площади Сибелес, в которой сходятся улица де Алкала, Пасео де Реколетос и Прадо. До 2007 г. во дворце связи размещались общие услуги почтовой, телеграфной и телефонной связи. Начиная с 2011 г. после различных реконструкций, дворец является резиденцией мэра города Мадрида.

Дизайн

Площадь де Сибелес по своей композиции является круговой. В местах, доступных для слияния нескольких направлений, обладая значительной шириной, она больше похожа на большой объездной путь вокруг самой площади. Тем не менее, площадь де Сибелес представляет большую историческую и художественную ценность, благодаря четырём зданиям, которые близки по контурам и скульптуре в фонтане, занимающей центр Мадрида. Самое интересное, что каждое из этих зданий является памятником различных окрестностей Мадрида.

В дополнение к своим художественным и историческим ценностям площадь де Сибелес дарит возможность полюбоваться прекрасными и величественными пейзажами Мадрида, находящимися рядом. Её расположение в небольшом углублении на месте русла исчезнувшего ручья Вальнеграл, между соответствующими высотами на восточной и западной сторонах, позволяет увидеть различные городские перспективы, которые являются одними из самых характерных для горизонтов Мадрида.

Западная сторона

На западной стороне площади находится начальный участок улицы де Алкала, значительно расширившийся после слияния с ним улицы Гран Виа, с высоким зданием Метрополис, штаб-квартирой Королевской академии изящных искусств и зданием института Сервантеса. Это только некоторые из зданий, которые можно увидеть с площади Сибелес, благодаря её наклону.

Восточная сторона

После пересечения площади де Сибелес улица де Алкала продолжает подниматься в гору в восточном направлении. Этот механизм обеспечивает обзор территории Пуэрта де Алкала, расположенного на близлежащей площади Независимости, с его памятниками и замечательными строениями.

Фонтан Сибелес

Второе по значимости украшение площади Сибелес, подарившее имя самой площади, это фонтан Сибелес, известный среди жителей Мадрида просто как Сибелес. Он появился ещё в 1782 г., расположившись в Салон дель Прадо, рядом с дворцом де Буенависта, напротив фонтана Нептуна. Этот фонтан в настоящее время расположен в центре площади де Кановас дель Кастильо, на Пасео дель Прадо рядом с отелем Палас и дворцом де Виллахермоза, который сам сравнительно недавно стал знаменитым музеем Тиссена-Борнемизы, вошедшим в Золотой треугольник искусств Мадрида.

Фонтан Сибелес состоит из расположенной в центре скульптуры богини Кибелы, являющейся символом земли, земледелия и плодородия, сидящей на колеснице, запряженной львами. Создателями фонтана были испанский скульптор Франциско Гутьеррес Аррибас, создавший проект колёс колесницы и богини, Роберто Мишель – создатель львов и Мигель Хименес, который в соответствии с оригинальным дизайном Вентура Родригеса сделал маленьких амуров и колесницу.

Богиня и скульптурные львы были сделаны из голубого мрамора, добытого в карьере Монтескларос в Толедо, а остальные компоненты фонтана из камня из Редуена, расположенного в 53 км к северу от города Мадрида, недалеко от Сьерра де ла Кабрера.
Находясь в таком месте, как площадь Сибелес, фонтан благодаря своему центральному положению и интересной истории создания, а также относительно недавней традиции праздновать рядом с ним победу в спортивных мероприятиях Королевского футбольного клуба Реал и Национальной сборной Испании по футболу, помогли сделать его одним из самых известных символов Мадрида.

История создания

Во второй половине XVIII в. в Европе начинает своё шествие эпоха Просвещения, движение, которое включает в себя обновление идеологической, политической и художественной культур, передачи приоритета стилю неоклассицизма, как обзора культурных представлений греческой и римской мифологии в архитектуре, живописи и скульптуре. К тому же во времена правления испанского короля Карлоса III усилилось влияние культурных веяний из Италии, что зависело, в первую очередь, от люстрации руководящих чиновников.

В Мадриде началось проведение ряда городских реформ, создавалось и улучшалось уличное освещение, дорожное покрытие, расширялись улицы, строились парки и места отдыха для горожан. Эти реформы также приобрели не только практическое, но и эстетическое значение. Главная цель реформ состояла в том, чтобы разместить в столице Испании, Мадриде, памятники и здания эстетического уровня европейских городов таких, как Париж или Санкт-Петербург. Этот план реформ включал в себя и улучшение дизайна других флагманских проектов, таких как Пуэрта де Алькала и фонтан Нептуна, уже созданных ранее.

Строительство фонтана

Этот источник был создан испанским архитектором Вентура Родригесом, который сделал его проект между 1777 и 1782 гг. Вентура Родригес был городским архитектором и отвечал за создание фонтанов и организацию водных путешествий, создавая мосты. Он разработал фонтан Сибелес, используя для чертежей бумагу и простой карандаш. В проекте фонтана Вентура Родригес хотел объединить практику декоративных функций, создавая детскую фигуру с кувшином, из которого хлестала струя воды и его общественную пользу, облегчив использование воды из фонтана. Для строительства всей композиции фонтана было использовано около 10.000 кг камней.

В 1791 г. новый архитектор города Мадрида Хуан де Вильянуэва предложил создать с двух сторон фонтана две каменные скульптуры: грифона, мифического существа, представляющего из себя наполовину льва, наполовину орла, и медведя, работы Альфонсо Бергаза, который создал у них латунную трубу для воды. Скульптура грифона была предназначена для публичного использования воды, и давала каждый день до 50 баррелей в день, став местом для получения воды. В 1862 г. медведь и грифон с фонтана Сибелес были удалены. Постепенно со временем после проведения реконструкции фонтана, площади и окружающих её зданий, часть мест на фонтане для получения воды была закрыта.

Первоначально после создания фонтан Сибелес был направлен для установки в сад Ла Гранха де Сан Ильдефонсо в Сеговии, но после начала масштабной реконструкции Пасео дель Прадо, фонтан был помещён на место, находившееся перед дворцом де Буенависта, рядом с ним располагался и вход на Пасео де Реколетос. Между ним и дворцом находились небольшие здания, где были расположены полицейская инспекция, а затем здание председателя Совета министров, пока в 1780 г. вся группа зданий не сгорела. Фонтан Сибелес, установленный на этом месте в 1782 г. просуществовал здесь до 1792 г.

В 1895 г. скульптура богини была перенесена в центр площади Сибелес, и возможность увидеть скульптуру богини в другом месте стало ознаменованием перемещения фонтана на улицу де Алкала. Этот сдвиг спровоцировал некоторое волнение и критику со стороны деятелей культуры, что нашло отражение в прессе того времени. Газеты передали все детали спора между городом и Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо. Несмотря на его историческую и художественную ценность до 1981 г. никаких масштабных реставрационных работ фонтана Сибелес не проводилось.

Описание

Главной фигурой фонтана является древнегреческая богиня Кибела работы испанского скульптора Франциско Гутьерреса. Она смонтирована на колеснице, расположенной на скале, что возвышается в середине бассейна. В руках богиня держит скипетр и ключ, а на постаменте перед двумя львами высечена маска, из которой бьёт струя воды, чтобы достичь пилона, а также изображены лягушки и змеи, которые всегда остаются незамеченными посетителями. Два льва французского скульптора Роберто Мишеля, тянут колесницу богини. Львы представляют мифологических персонажей Древней Греции Хипоменеса и Аталанты, великой охотницы из группы богини Дианы. Хипоменес влюбился в неё и заслужил её милость с помощью богини Афродиты, использовав трюк с золотыми яблоками. Но влюблённые совершили святотатство, когда вступили в храм Кибелы, Зевс пришёл в ярость и заставил их бросить на вечные муки, превратив во львов, которые будут служить для перевозки великой богини.

Также на фонтане сзади были добавлены фигурки двух херувимов, автором одной из которых является испанский скульптор Мигель Анхелем Триллес, она льёт воду из вазы, а автор другой, испанский скульптор Антонио Парера, она держит в руках раковину. Но это изменение не закрыло старые источника водоснабжения и, таким образом, фонтан Сибелес остался, как и прежде с трубой, выходящей на угол площади Сибелес, рядом с дворцом связи, ныне дворцом де Сибелес. Этот фонтан остался символом для жителей Мадрида, которые приходили туда, чтобы заполнить вёдра, кувшины и бутылки, как и их предки. Фонтан, даже вдохновил к созданию песни, посвящённой ему: «Воду из фонтана, пил Мадрид лучшую ...»

Практическое значение фонтана

Фонтан был открыт не только как художественный памятник, но с самого начала и как полезный объект для нужд жителей города Мадрида. У него имелось две трубы, которые оставались на нём вплоть до 1862 г.

С одной из них набирали воду официальные разносчики воды из Астурии и Галисии, которые носили воду в частные и другие общественные дома Мадрида. Лошади пили из специально разработанного пилона. Вода была необходима для поездок, и такие источники были созданы специально, согласно традиции, начиная со Средневековья ещё до того времени, когда Мадрид стал мусульманским. Вода наделялась такими свойствами, что жители считали, она способна защитить от любого зла. Трубы были громоздкими и трудными для доступа и были расположены в месте, куда струи попадали на расстояние прыжка. Именно поэтому в 1862 г. городской совет решил их заменить на две фигуры, символического искусства и дизайна, используемого на виллах, из которых вода текла широко: медведя и грифона. Эти фигуры также были помещены для облегчения использования воды жителями Мадрида.

В 1895 г. с передачей власти в центре площади Сибелес, и по случаю соответствующих заметок в прессе были проведены реставрационные работы. Фонтан был расширен на четыре шага и окружён забором, чтобы предотвратить к нему доступ. После этого фонтан не выполнял свою практическую функцию, потому что большинство домов уже имело водопроводы и пользовалось проточной водой, так что добавленный кран и медведь были сняты, чтобы вернуться к первоначальному проекту Вентуры Родригеса.
Кран находился ещё в хорошем состоянии, чтобы хранится на складах в городе, наряду с несколькими другими частями памятника, которые были заброшены и забыты.

Когда в конце XX в. был восстановлен дом Сиснероса, кто-то вспомнил про кран фонтана Сибелес, и он был доставлен в сад этого здания. Между тем, фигура медведя, стала украшением для одного из зверинцев в садах Ретиро. В настоящее время обе скульптуры: медведь и грифон, являются частью постоянной коллекции музея Ориджинис в Мадриде, в которых можно увидеть двор в стиле Ренессанс, наряду с коллекцией тритонов и нереид из фонтана «Четырёх источников» на Пасео дель Прадо.
В середине прошлого века исчезли новые перила для реконструкции, ограждавшие фонтан, каких-либо объяснений мэрией дано не было. Только в конце XX в. было сообщено об их новом местонахождении. Они располагались теперь на въезде в штаб-квартиру группы муниципальной полиции, расположенной рядом с французским мостом.

Во время гражданской войны в Испании по-прежнему в Мадриде доминирует фонтан Сибелес и со стороны республиканцев были предприняты меры для его защиты. Его покрыли горой мешков с песком, а над ним сделали пирамидальную структуру из кирпича для защиты от бомб и выстрелов противника. Но всё-таки у скульптуры фонтана была повреждена правая рука, нос богини и нос одной из двух фигур львов. Благодаря сделанному укрытию стало возможным избежать дальнейшего повреждения памятника.

В середине XX в. фонтан стал более художественным, с добавлением различных декоративных элементов и водяных струй, а также созданными каскадами цветного освещения. В верхнем пруду появились две вертикальные струи, которые достигают в высоту 5 м, сопровождаясь серией наклонных струй и посылая воду от богини Кибелы на улицу.

В мае 1994 г. и июне 2002 г. скульптуры в фонтане были изуродованы, фактически лишившись в обоих случаях 2 рук. Их пришлось заменить новыми современными. Некоторые газеты специально по этому поводу для предотвращения подобных попыток также упомянули, что в случае тревоги и попытки ограбления Золотого хранилища Банка Испании, находящегося рядом, все комнаты хранилища, площадью 35 футов, будут затоплены водой из Сибелес, благодаря созданию специальных каналов для воды от источника до подземного хранилища Банка Испании.

Особенности

Хотя с середины 70-х гг. XX в. площадь де Сибелес стала местом для поклонников обеих команд Мадрида, Королевского футбольного клуба Реал Мадрид и Атлетико Мадрид, в 1991 г. место встречи фанатов Атлетико переместилось на другую площадь и к другому фонтану Нептуна. Начало празднований и сбора поклонников клуба Реал Мадрид на площади Сибелес берёт своё начало 18 июня 1986 г., когда игрок Реала Эмилио Бутрагеньо в составе Национальной сборной Испании забил 4 гола на чемпионате мира 1986 г. в Мексике во время игры Испании с Данией. Это событие привело несколько десятков человек на площадь Сибелес, чтобы отметить выход Испании в четвертьфинал чемпионата.

В самом начале фанаты взбирались на памятник, не беспокоясь о его сохранности, поэтому городской совет Мадрида разрешил доступ к нему только игрокам футбольного клуба. Но городской совет в дальнейшем запланировал запретить доступ к фонтану Сибелес и игрокам. Когда Реал Мадрид выиграл Чемпионат Испании 2002/2003 г., ни один игрок не смог получить доступ к богине Кибелы, что вызвало спор капитана футбольного клуба Реал Мадрид с мэром города. Уже в рамках празднования тридцатого чемпионата Испании 2006/2007 г., капитан футбольного клуба Реал Мадрид Рауль Гонсалес Бланко смог попасть к скульптуре и повязать на неё шарф команды.

Для торжеств сезона 2007/2008 гг. капитан команды уже с меньшими трудностями подошёл к богине, потому что для него был установлен специальный мостик. Утром 21 апреля 2011 г. после окончательной победы клуба Реал Мадрид в чемпионате страны 20 апреля 2011 г., капитан команды Икер Касильяс поместил флаг Испании с именем команды Реал и шарф на колесницу богини, а закончил всё поцелуем богини Кибелы. 3 мая 2012 г. на фонтане вновь появился флаг и шарф, Реал Мадрид вновь выиграл чемпионат Испании.

Фонтан де Сибелес на проспекте Оахака в Мехико является исходной копией фонтана Мадрида. Он был подарен общине жителей Испании в Мексике, как символ братства между двумя столицами, и был открыт 5 сентября 1980 г. тогдашним мэром Мадрида Энрике Тьерно Гальваном. Вторая точная копия фигуры богини Кибела из фонтана в Мадриде расположена на площади президента в жилом районе Пекина.

Стоимость

Бесплатно

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.69289219999996, широта - 40.4191931
  • Стоимость: Бесплатно
  • График работы
  • Часы работы: Круглосуточно
  • Выходные дни: Без выходных
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах