Испания на русском - русская Испания

Королевский собор святого Франциска Великого - Basilica de San Francisco el Grande

Мадрид, пл. San Francisco
Добавил: Устабаши Юлия
Телефон: + 34 913 653 800

Королевский собор святого Франциска Великого - Basilica de San Francisco el Grande



В районе, ранее известном как Баррио де Паласио, в историческом сердце Мадрида, находится королевский собор (базилика) святого Франциска Великого. Он возвышается на западной стороне площади Сан-Франциско, которая формируется пересечением улиц Байлен, Гран-Виа-де-Сан-Франциско и Сан-Франциско Рейс. Сам собор является частью францисканского монастыря Иисуса и Марии, который был основан в начале XIII в. и посвящён Деве Марии.
Собор был построен в неоклассическом стиле во второй половине XVIII в. по проекту Франциско Кабесаса и Франческо Сабатини. Отличительной особенностью собора является размер его массивного купола 33 м в диаметре, который считается третьим по величине в Европе. Он больше, чем у собора Святого Павла в Лондоне и 3-й по величине в Европе после Святого Петра и собора Святой Софии и Мальтуса, являясь бесспорно крупнейшим в Испании.
Собор Святого Франциско Великого является автономным органом при Министерстве иностранных дел и сотрудничества, а его история тесно связана с организацией «Благочестивая работа Святых мест Иерусалима». 19 октября 1980 г. в соответствие с королевским указом он был объявлен национальным памятником, представляющим культурный интерес.
Его великолепные интерьеры выполнены в эклектичном стиле конца XIX в., а художественная галерея представляет испанскую живопись XVII – XIX вв. с картинами Сурбарана и Гойи.
История
Ранее место, где был возведён собор, занимала часовня францисканского монастыря, которая по преданию была основана в 1217 г. самим святым Франциском Ассизским. В тот момент, когда король Филипп II объявил столицей королевства Мадрид, в 1561 г., монастырь набирает значение, накапливая богатство и продолжая осуществлять опеку над святыми местами, завоёванными крестоносцами.
В 1760 г. францисканский монастырь был снесён, чтобы построить оригинальное здание большого собора, строительство  которого поручили архитектору Вентура Родригесу. Его проект, созданный в 1761 г., был заменён в пользу проекта монаха Франциско Кабесаса, написанного другим известным испанским архитектором Хосе де Хермозилла. Кабесас задумал создать широкое внутреннее пространство, увенчанное великолепным куполом.
Тем не менее, работы были приостановлены в 1768 г., в связи с техническими сложностями, что заставило руководителей отказаться от проекта, а Вентура Родригес использовал своё влияние в Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо, чтобы передать проект Антонио ООП, который оформил купола, закончив их в 1770 г.
В 1776 г. монастырская община попросила короля Карлоса III, включить в осуществление проекта королевского архитектора Франческо Сабатини, одного из архитекторов Королевского дворца. Именно он должен был создать главный фасад собора с двумя башнями, напоминающими по форме корону. Мигель Фернандес также присоединился к группе  в качестве технического советника. Строительство здания было завершено в 1784 г.
Во время правления Жозефа I (1808 – 1813 гг.) было принято решение о создание рядом с собором здания салона Катс  в качестве обновления по проекту архитектора Сильвестра Перес. В 1812 г. это здание было преобразовано в больницу.
Во время проводимой в 1836 г. конфискации Мендизабаля францисканцы были изгнаны, а здание собора передано испанскому государству. В 1837 г. появилась идея сделать из собора национальный пантеон, но до 1869 г. эта идея так и не была реализована.   
В течение следующих 5 лет в нем находились останки разных личностей испанской истории, в том числе Хуана де Вильянуэва, Кальдерона де ла Барка, Гонсало Фернандес де Кордова, Франсиско де Кеведо, Алонсо де Эркилла, Вентура Родригеса, Гарсиласо де ла Вега. Но в 1874 г. они были возвращены в свои родные места.
В 1879 г. в церкви проводится серьезная реформа и восстановление по инициативе политика Антонио Кановас дель Кастильо. Во время реставрации с 1880 до 1889 гг. главное внимание уделено украшению интерьера, в котором приняли участие различные испанские художники, специализировавшиеся на фресках и декоративно-прикладном искусстве. Среди них особо выделяются Касто Пласенсия, Сальвадор Мартинез Кубеллс и Хосе Касадо дель Ализал. Большинство их этюдов и эскизов хранятся в музее Прадо.
В реформе также приняли участие известные скульпторы Карлос де Рибера, Бенллиуре, Мануэль Рамирес Ибанез, Франциско Ховер и Казанова, Хосе Морено Карбонеро, Герман Эрнандес Аморес, Алехандро Феррант, а также Николо и Педро Варела и Франциско Молинелли.
В 1926 г. король Альфонсо XIII приказал восстановить собор францисканцев. 30 июня 1962 г. он был объявлен Папой Иоанном XXIII Базиликой, а 8 ноября того же года после нового освящения передан под покровительство Девы Марии.
На протяжении XX в. в соборе постоянно проходит реставрация. В 1971 г. по проекту архитектора Луиса Федучи был восстановлен купол с фресками и витражами. После десятилетий работы в ноябре 2001 г. церковь была открыта для общественности, а в 2006 г. реставраторы приступили к восстановлению росписей внутри.
Здание


Базилика Сан-Франциско-эль-Гранде имеет центральный этаж круглой формы с залом и апсидами. А крыша заканчивается большим куполом, охраняемым 6 небольшими куполами, окружающими основание здания на севере и юге.
Эти элементы в интерьере храма состоят из большой кольцевой и 6 небольших окружающих часовен, по 3 с каждой стороны. Главная часовня расположена в апсиде, возглавляя пространство. Построен собор из гранитных блоков, а на главном фасаде, в основном, использовались кирпичи, покрытые штукатуркой. Купол собора в диаметре достигает 33 м, возвышаясь над землей на 72 м. Он является третьим по величине среди круговых куполов христианских сооружений, после Пантеона, (43,4 м), собора Святого Петра в Риме, (42,5 м), а также четвёртым по величине после купола Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (42 м). Его диаметр превышает купол Святой Софии в Стамбуле (31,8 м), собора Святого Павла (30,8 м) в Лондоне, Дом Инвалидов (24 м) в Париже. Купол собора Святого Франциско увенчан круговым фонарём, шпилем и кованым железным крестом.        
Главный фасад
Главный фасад собора выходит на восток. Он является работой Франческо Сабатини, который внёс в проект неоклассический стиль. Фасад собора отличается выпуклой конфигурацией, которая адаптируется к круговой структуре. Состоит он из двух органов, в нижней части расположены 3 арки, скреплённые дорическими пилястрами. Во второй части здания доминируют 3 окна с перемычками и архитектурными элементами ионического ордера. Весь дизайн заканчивается в верхней части треугольным фронтоном, расположенным в центральной точке и балюстрадой, которая проходит вдоль сторон.
Фронтон украшен Иерусалимским крестом в тимпане, а также францисканским акротерионом и королевской короной. На столбах балюстрады расположены 4 большие каменные статуи, символизирующие святых. Сделаны статуи были в 1883 г. в Лондоне.
Фасад украшают две башни, по одной на каждом конце. Они украшены волнистыми шпилями, увенчанными лопатками. Здесь расположены 19 колоколов, 8 из которых в южной башне, а остальные 11 - в северной, последняя из которых является частью звонницы. Купол и его фонарь колеблется между двух башен, доминирующих в целом.
Интерьер
Наиболее заметной частью зала являются семь дверей, вырезанных из ореха в XIX в. Внутри преобладают библейские сцены, вдохновлённые готикой и стилем Ренессанс. Также среди внутреннего убранства особо выделяются 3 центральные двери с изображением распятого Христа и горы Голгофа.
Внутренний Круг выложен из мрамора и отличается роскошным декором, его основные художественные ценности сосредоточены на росписи купола, отреставрированного в последней трети XIX в. Антонио Кановас дель Кастильо. Центральной темой является Дева Мария и различные сцены, посвящённые жизни царей и святых. Эти фрески созданы по идеи Карлоса Луиса де Рибера и Фиева и выполнялись наиболее важными художниками того времени Касто Пласенсиа, Мануэлем Домингесом, Алехандро Феррант и Фишерманс, Франциско Ховером, Сальвадор Мартинесом Кубеллсом.
На панелях, установленных на внутренней поверхности купола, выполнены узоры из штукатурки, расположенные в 8 основных секциях, разделённых на 8 кадров, которые начинаются с начала купола и проходят до фонарика - башенного строения, расположенного на куполе и через окна которого здание обеспечивается светом и вентиляцией.
Контур ротонды украшен скульптурами 12 апостолов, высеченных из белого каррарского мрамора. Они опираются на большие пьедесталы, размером более 8 м каждая. Их скульпторами были Агапит Валлмитхана Барбани, Джеронимо Сунол и Риккардо Беллвер. Множество полихромных окон, окружающих нижнюю часть купола, расположены в бухтах и были построены в 1882 г. в Мюнхене по проекту Лаплаза Америго.
Часовня


Часовня установлена в апсиде. Её суровая внешность позже была изменена с помощью большого количества декоративных элементов таких, как мрамор, ценные породы дерева, золото и бронза. Внутри доминирует настенная живопись, обрамлённая 4 основными столпами, отделанными золотом. Они являются работой Мануэля Домингеса и Алехандро Ферранта. Сюжет, изображённый на картинах, сосредоточен на различных эпизодах из жизни святого Франциско Ассизского. Средняя часть навеса украшена картинами на золотом фоне Хосе Контрерас Марсело.
Рядом же разместились 4 статуи евангелистов, возвышаясь над пространством на постаментах из чёрного мрамора. Сами статуи были сделаны из бронзы Франциско Молинелли и Антонио Молто, а  кладка вокруг них выполнена в стиле Ренессанс. Одна из статуи привезена из монастыря Санта-Мария-дель-Паррал в Сеговии и адаптирована к местным условиям Анхелем Гуирао, в 1885 г. Алтарь примыкает обеими сторонами к кафедре, сделанной из каррарского мрамора.
Приделы
Шесть приделов собора распределены симметрично, по три на северной кольцевой стороне и три - на юге. Они отделены от большого кругового пространства колоннами, создающими различные арки.
Каждая сторона часовни покрыта небольшим куполом, с соответствующим архитектурным фонариком, который копирует, в меньшем масштабе, модель великого купола, поднимающегося над кольцевой. А железные ворота сделаны в 1884 г. Хуаном Гонсалесом.
Обстановка собора ориентирована на историческую эклектику конца XIX в., что связано с реставрацией интерьера базилики по проекту Хосе Контрерас Марсело. В этот же период в часовни убраны 4 картины, в часовне Сан-Антонио оставлена картина «Непорочное зачатие», Мариано Сальвадора Маелла, 1784 г., в часовне Сан-Бернардино - изображение «Проповедь Святого бернардинца Сиены Альфонсо V Арагонскому», Франциско де Гойя, также датированная 1784 г. Арагонский художник изображает святого, проповедующего толпе, традиционно его лицо считается автопортретом художника.
Остальные четыре часовни были украшены картинами других известных художников того времени: Касто Пласенсиа, работой «Забывчивость», намекающей на Орден Карлоса III, и представлением Святого в битве Клавихо, Хосе Касадо дель Ализал.
Хоры
На верхней части лобби установлены хора, украшенные каменной кладкой в готическом стиле, похожие на церковь Картуха де Санта-Мария де Эль-Полар, Раскафриа, Мадрид и относящиеся к работам Бартоломе Фернандес. Наиболее значительной частью хоров является орган, созданный в 1884 г. Палатой Аристида Кавайе-Коля из Парижа и восстановленный в 2001 г. На хорах стоит обратить внимание на скульптуры и рельефы, среди которых один под названием «Захоронение Святой Агнессы», Риккардо Беллвера, высечен на лестнице. 
В соответствии с другими подразделениями, купол также украшен фресками, центральной темой которых является казнь святого Франциско Ассизского в 1882 г., созданная Карлосом Луис де Рибера и Фиева и Касто Пласенсиа. Украшают хор и холст «Портиункула», Франциско Байеу.  
Музей


Коллекция музея собора Сан-Франциско-эль-Гранде состоит из 51 картин, представляющих собой бесценные произведения искусства. Наиболее ценные картины испанского и итальянского барокко представлены работами Франциско Рибальта, Франсиско де Сурбарана, Висенте Кардуччи, Алонсо Кано, Артемизиа Джентилески, Луиса Тристана, а также 4 картинами бельгийского художника Гаспара де Крайера.  
В храме также хранится картина распятого Христа, Франциско де Гойя, работа, благодаря которой художник был принят в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В первой трети XIX  в. картина была установлена в музее Троицы, будучи переданной в 1872 г. в музей Прадо.
Великий Гойя создал здесь несколько работ, в том числе картину, находящуюся сегодня в музее Прадо «Прадера-де-Сан-Исидро». Фрески, покрывающие купола и потолки, были созданы в Германии, так же, как и витражи. В музее можно увидеть работы Алонсо Кано и Сурбарана, мраморные скульптуры Риккардо Беллвера и Мариано Бенллиуре.
Окружающая среда
Собор Сан - Франциско-эль-Гранде является частью монастырского комплекса, где, кроме храма, и другие здания представляет исторический интерес. Одной из наиболее красивых является капелла дель Санто-Кристо-де-лос-Долорес Третьего ордена Сан-Франциско, расположенная в соседнем здании, рядом с северным фасадом базилики.
Она была построена между 1662 и 1668 гг. по проекту архитектора Франциско Баутиста, которому помогал художник и скульптор Себастьян де Эррера. Работы были выполнены зодчим Марком Лопесом. В 1969 г. он был объявлен национальным памятником, а в 2001 г. внесен в список культурного сообщества Мадрида.
Здание состоит из нефа, расширяющегося в конце к пресвитерию, где установлен алтарь. Крышка оформлена сводом и куполом. На внутренней стороне преобладает декор в стиле барокко, где особо выделяется навес, где находится Кристо-де-лос-Долорес, разработанная в стиле херрера и сделанная из яшмы, мрамора и дерева в 1664 г. Джоном Урсуларре.
В 2007 г. был открыт парк Далиеда Сан-Франциско-эль-Гранде, который простирается к югу от базилики, где в Средние века располагался старинный монастырь. Парк занимает площадь 4384 м² и украшен множеством клумб, засаженных георгинами. Пространство возглавляет скульптура Сан-Исидро, работы Джеймса Коста, на месте которой ранее был установлен фонтан Хуана де Вильянуэва, в 1952 г. К западу от здания парк закрыт выступом, расположенном на краю оврага, образующем долину реки Мансанарес.
Стоимость
Бесплатно


 



 

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.71468216, широта - 40.41044899
  • Стоимость: Бесплатно
  • График работы
  • Выходные дни: Без выходных
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах