Испания на русском - русская Испания

Кафедральный собор - Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia

Барселона, пл. Seu
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Архитектура
Телефон: + 34 933 151 554 Сайт: www.catedralbcn.org/

Кафедральный собор - Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia

К прекрасным памятникам Средневековья в Барселоне, по праву, принадлежит Кафедральный собор, известный также как собор Святого Креста и Святой Евлалии. Его готический стиль мрачен и торжественен, но Каталония не была бы Каталонией, если бы в столь строгий стиль не были вплетены легкие и радующие глаз очертания южных мотивов с огромным количеством «воздушных» деталей. Башенки, украшение центрального входа, шпили и колонны, - всё это придаёт зданию некоторое изящество, хотя, конечно, строгий готический стиль преобладает. Сегодня здесь находится резиденция епископа Каталонии и Барселоны, по причине чего собор и получил название «Кафедрального». 2 ноября 1929 г. он был объявлен национальным историко-художественным памятником Испании, имеющим большое культурное значение.  
История
Собор возводился на протяжении XIII и XIV вв. на том самом месте, где когда-то гордо возвышалось романское религиозное здание, в свою очередь, построенное на месте церкви вестготов, которой предшествовала раннехристианская базилика, чьи руины сегодня можно увидеть в подвале городского исторического музея. Последним штрихом в богатой истории собора стало создание в XIX в. величественного главного фасада, оформление которого было выдержано в том же готическом стиле, что и всё здание, хотя и немного более современного.
Он был возведен в честь Святого Круса, погибшего в 599 г., и Эвлалии, молодой девушки, принявшей мученическую смерть за христианскую веру во времена Римской империи, в 877 г.
Сам собор состоит из храма и монастыря, построенных в одном стиле. В длину он достигает 90 м, а в ширину – 40 м. Из-за слишком долгого периода строительства каждая его часть создана в разные века с 1298 до 1460 гг., и даже в 1870 г., когда появился главный фасад, созданный на основании рисунков XV в. Грандиозный замысел требовал очень много средств, которых зачастую просто не хватало.
Строительство Кафедрального собора началось в мае 1298 г. при короле Арагона Хайме II с одобрения епископа Бернардо Пелегри (1288- 1300 гг.). Было решено приступить сначала к сносу старого романского собора, но позже остановились на том, чтобы не строить заново, а расширить существующее здание, одновременно полностью реконструировать. Поэтому новый готический собор представлял собой романский собор в центре, окруженный новыми апсидами.
Во время первого этапа под руководством Хайме Фабре были построены апсиды, обрамляющие часовни и склеп в пресвитерии. Завершился он в 1338 г. В 1358 г. второй этап - строительство крупного хранилища и галереи над приделами возглавил Бернат Рок. В 1384 г. Педро Арагонский приказал реконструировать некоторые части древнего романского собора. Создателем купола и деревянных кассетных потолков в 1441 г. становится Жауме Сола. В 1463 г. строительство было почти завершено, кроме главного фасада. Строительство Кафедрального собора длилось почти 150 лет, если не считать фасада, созданного почти через 4 столетия после окончания всех работ.
Его же возведение придавшее собору завершенный образ, стало возможным благодаря проведению в 1888 г. в Барселоне Всемирной выставке. В 1882 г. был объявлен конкурс на лучший проект главного фасада Кафедрального собора. Главным условием стало его полное соответствие готическому стилю здания. Выиграл конкурс Хосеп Местрес архитектор собора с 1855 г. Он создал проект, будучи вдохновлен набросками 1408 г. мастера Карлеса Руана.  
Здание
Кафедральный собор представляет собой широкий центральный неф, с обеих сторон которого расположены 2 прихода, обрамлённых красивыми колоннами. Его неоготический фасад имеет в ширину 40 м, он обрамлен по бокам двумя башнями, украшен вертикальными линиями и главными элементами готического стиля и отличается обилием образов ангелов и святых. Над главным входом создана «розетка» в готическом стиле.
Его купол спроектирован в период с 1906 по 1913 гг. и достигает в высоту 70 м. На нём созданы изображения Святой Елены, матери Константина Великого, работа художника Эдуарда Аленторна. На самом куполе внутри можно увидеть образы крылатых ангелов.
В Кафедральный собор ведут 5 дверей, названных в честь христианских святых. Главная расположена на главном фасаде на Центральной площади. Она была выполнена испанским архитектором Хосе Местресом в неоготическом стиле. По обе стороны от неё находятся фигуры апостолов, а в портике можно увидеть скульптуры ангелов, пророков и царей, всего фигур насчитывается 76. Их создателем является зодчий Джоана Соле.
Самой старой дверью Кафедрального собора считается портал Святого Иво. В течение 5 веков он выполнял роль главного входа в храм. Оставшиеся три двери – это Пуэрта де ла Пьедад, украшена немецким скульптором Михаэлем Лохнером в 1483 г., Святой Евлалии, она выходит на улицу Бишоп со скульптурой святого Антонио Клапероса и щитами епископа Франсеска Сапера, оплатившего строительство западной галереи, и дверь Святой Лусии, являющейся входом в одну из часовню. Она оформлена красивыми растительными орнаментами, изображениями животных и резными фигурками. 
С конца XIII в. собор украшают 2 восьмиугольные колокольни, каждая достигает в высоту 53 м. Их отличает стиль ранней готики. Одна из башен находится у входа Святого Иво. Верхняя её часть выполнена из железа и очень красиво оформлена. В одной из колоколен размещены 10 колоколов, носящих исключительно женские имена.
Архитектура
Как и на большинстве готических соборов, на Кафедральном соборе Барселоны можно увидеть загадочных горгулий, как раз в том месте, где дождевая вода сливается с крыш. Они представляют собой фантастических животных, похожих на львов или даже единорогов. Старейшие фигуры мистических существ тоже находятся рядом с дверью Святого Иво. Они были созданы ещё в начале XIV в. Остальные появились в XV в.
В соборе построили и несколько часовен. Одна из них посвящена Святой Люсии и расположена в углу монастыря рядом с входом. Она была возведена в период с 1257 по 1268 гг. в романском стиле под руководством епископа Арнау де Гурба (1252 – 1284 гг.). В ней он и был похоронен.
Алтарь собора освящен в 1337 г. епископом Феррера Абелла. Его длина составляет 3 м. Высечен он из белого мрамора и опирается на два столбца, принадлежащих ещё первому храму и созданных в VI в. н. э. В нижней части и на полпути к основным колонкам на нем можно увидеть изображение «Воздвижения Креста», которое окружают 6 ангелов скульптора Фредерика Маресе, которые он сделал в 1976 г.
Резные же украшения из алебастра принадлежат середине XIV в. На алтаре также можно увидеть щит кардинала и архиепископа Ричарда Мария Карлес Гордо (1990 – 2004 гг.). Главной достопримечательностью собора является и скульптура Иисуса Христа из дерева, которая в 1571 г. находилась на борту корабля, флагмана Каталонской эскадры, участвовавшего в знаменитой битве при Лепанто.
Зал для церковных собраний украшен красным бархатом и резьбой по дереву. В нём же находятся бесценные художественные произведения, среди которых и работа «Пьета» мастера Бартоломео Бермехо.
Витражи
Витражи всегда рассматривались как одна из неотъемлемых частей готического стиля. После романского периода, когда большие окна освещали внутренние помещения за счет естественного света, здания начали строить из толстых стен без проемов, либо они были очень маленькими и узкими. Исключением из правила стал лишь собор Аугсбурга, построенный в 1100 г. в стиле, предшествующем готики.
Готический витраж в Кафедральном соборе Барселоны спроектирован таким образом, чтобы центральное место в нём занял герб короля, обрамленный геометрическими украшениями, которые окружают щиты Короля и города, а также изображения ангелов. Витражи собора созданы в разные периоды времени, между их появлением пролегли века. Первые из них появились ещё в XIV в., а последние по заказу правительства Барселоны, по историческим меркам сравнительно недавно, в XX в.
Склеп Санта Евлалии
В крипте под алтарем собора находится саркофаг святой, покровительницы Барселоны. Построен он в начале XIV в. из алебастра по проекту архитектора Хайме Фабра. Попасть в него можно по широкой лестнице, ведущей вниз. В центре парапета, под которым проходит лестница, висит портрет епископа, по заказу которого склеп и был создан.
К центральному куполу склепа сходятся двенадцать дуг, а на нём самом нарисован образ Девы Марии с младенцем Иисусом Христом, сверху и с боков высечены сцены мученичества Святой Евлалии. На четырех углах верху находятся изображения ангелов. Строительство склепа было завершено в 1326 г., а передача останков святой собору произошла в 1339 г. Новый саркофаг для них был создан из алебастра скульптором Лупо де Франческа. За алтарем расположено восемь колонн, созданных в различных стилях с позолоченными коринфскими капителями. Также здесь наряду с мощами святой в стене расположена и старая могила IX в., где хранятся мощи Святой Марии дель Мар.
Хора
В 1390 г. в Кафедральном соборе под руководством епископа появились деревянные хоры. Его стены были сделаны скульптором Хорди де Деу. На них он изобразил образы,  представляющие пророков Ветхого Завета. На кафедре рядом можно увидеть две маленькие скульпторы, изображающие Благовещение. Увенчаны они и гербом Ордена Золотого Руна, его барселонского отделения.
В 1394 г. скульптор Пере Санглада по приказу Совета Герона оформил хоры изображениями на различные религиозные темы, среди которых есть даже уникальные сцены с танцами, играми и музыкой. Также зодчим вместе с помощниками были созданы 15 изображений, на которых можно увидеть образ Иисуса Христа, Святых Педро и Пабло. На другой панели - Богородицу со Святой Евлалией и Каталиной. В нижней части кафедры находятся арки, представляющие символический образ собора, созданные в 1403 г.
Десятилетия спустя хором занялся архитектор Матиас Бонафе. До 1459 г. он сделал для него 48 резных картин. В 1517 г. скульптор Бартоломе Ордоньес создал картины со сценами из Ветхого Завета и страстей. Сюда же король Испании Карлос I решил добавить упоминания об ордене Золотого руна в Барселоне. Жанну Бургуниа было поручено нарисовать 64 соответствующие панели: изобразить 50 знаменитых рыцарей, включая королей Франции и Англии Карлоса  и Максимилиана I. 5 марта 1519 г. работа над картинами была завершена.  
Королевские гробницы
В Соборе находятся останки нескольких королевских особ Барселоны и Короны Арагона. Рядом с ризницей, расположенной на возвышенности, на стене можно увидеть картины 1545 г, выполненные  португальским художником Энрике Фернандесом. Рядом со стеной расположены могилы графа Барселоны Рамона Беренгера и его супруги, Альмодис де ла Марш, Рамона Борреля и королевы Арагона Петрониллы, жены Рамона Беренгера IV Барселонского, который был похоронен ещё в старом соборе, но после реконструкции его останки исчезли. Именно при их участии происходило строительство собора, предшествовавшего современному Кафедральному собору.
Рядом с этими могилами находятся гробницы короля Арагона и графа Барселоны Альфонсо III и Хайме I, графа Ургела, Фредерика Арагонского, сына Альфонсо IV.
Напротив похоронены жена Петра III Великого, Констанса Сицилийская, супруга Хайме II Арагонского, Мария Кипрская, четвертая жена Педро Арагонского, Сивилла Фортиа, дочь Петра IV Рибагорза, жена Петра I короля Кипра и Иерусалима, Леонора Арагонская и Фуа (1333 – 1416 гг.).
А в одной из часовен, расположенной рядом с монастырским садом, высечены имена почти тысячи церковных служителях, погибших во время гражданской войны в Испании.
Сад
Есть в Кафедральном соборе и монастырский сад. Он окружен четырьмя галереями. Внутренний дворик, фонтан в его центре, много зелени и 13 белых гусей в честь Святой Евлалии, вольготно чувствующих себя здесь, - всё это создает уютную атмосферу для отдыха и прогулок.
Время работы
С понедельника по субботу с 8.00 до 12.30, с 17.15 до 19.30
Воскресенье – закрыто
Стоимость
Чтобы увидеть весь собор, в частности зал собраний, хоры и смотровую площадку лучше приобрести единый билет за 5 евро. 
Взглянуть на Барселону можно со смотровой площадки, куда можно попасть из капеллы, поднявшись на лифте. Цена услуги – 2,20 евро
Как добраться
Метро
До станции Хайме I
Попасть к Кафедральному собору можно, пройдя по пешеходной улице Саррер дель Бисбе, которая начинается от площади Святого Хайме. По обе стороны улицы можно посетить многочисленные сувенирные магазинчики. Главный фасад собора выходит на площадь де ла Сеу.



 

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - 2.1762359127, широта - 41.3840335
  • Стоимость: 5 евро
  • График работы
  • Часы работы: с 8.00 до 12.30, с 17.15 до 19.30
  • Выходные дни: См. описание
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах