Испания на русском - русская Испания

Гран-Виа – Gran Via de Madrid

Мадрид, ул. Gran Via
Добавил: Устабаши Юлия
Категории: Архитектура

Гран-Виа – Gran Via de Madrid

Гран-Виа является одной из оживленных улиц города Мадрида и неофициально считается самой главной. Она стала важной вехой в городе с момента её строительства в начале XX в., особенно с точки зрения туризма и отдыха. В последнем аспекте Гран-Виа славится своими театрами, но в последние годы некоторые из них закрыты, а другие успешно преобразованы в музыкальный театр и другие развлекательные заведения, в том числе и музеи, так что на участке между площадями "Кальяо" и "Испания" Гран-Виа известна как Бродвей Мадрида.

А на участке между перекрёстком Сан Луиса и площадью Кальяо сейчас открыто множество магазинов международных домов моды.
Строительство Гран-Виа велось с 1924 по 1929 гг. Её нумерация начинается с 1 и заканчивается 80. Ширина колеблется с 25 до 35 м, а длина составляет 1,3 км. Улица расположена в центральном районе Мадрида, где находятся дворец, университет, суды и министерство юстиции. На юго-востоке она начинается с улицы де Алкала, а заканчивается на северо-западе у площади Испании.

История

С середины XIX в. было задумано открытие способа соединения северо-запада и центра города, для содействия транзиту через сеть улиц, входящих в исторический центр города, и открытие их в расширение, запланированном на улице Карлос Мария де Кастро. В 1862 г. после реформы Пуэрта дель Соль, сделанной 5 лет назад, и последующего расширения в районе современной площади де Кальяо, Консультативный cовет по украшению города разработал первый проект по расширению будущей улицы на площади де Сан-Марциал, которая в настоящее время носит название площадь Испании, за которой между 1862 и 1868 гг. и создаётся площадь Кальяо. Но создание дороги шириной 13 м, включённое в этот план, так и не было проведено.

3 марта 1886 г. был утверждён проект расширения улицы, охватывающее восток и запад проспекта Гран-Виа от улицы де Алкала до площади Сан-Марциал, по проекту архитектора Карлоса Веласко, который предложил три варианта расширения улицы Алькала от церкви Сан-Хосе. В проекте будущий проспект имел от 25 до 30 м в ширину на перекрёстках с главными улицами.

Премьера работы состоялась 2 июля 1886 г., которая и была полностью одобрена, преобразование, которое включало в себя строительство новой дороги, приобрело большую популярность. Проект не был осуществлён из-за протеста соседей, отсутствие бюджета и смерти Веласко в 1888 г. Как курьез, хотя и присутствующий на других подобных улицах европейских городов, можно считать предложения Веласко замостить дорогу деревом.

В 1897 г. местным архитекторам Хосе Лопес Саллаберри, являющимся автором также проектирования и строительства Чёрно-белого здания на улице Серрано, 61, и Андреасу-Франциско Октавио Паласиосу, автору проектирования и строительства, в настоящее время института Девы де ла Палома, в Дэза де ла Вилья, было поручено сделать новый проект, и в 1899 г. они представили свой проект по реконструкции и расширению улицы Атлантико на месте площади Кальяо и улицы Алкала. Наследники Веласко обвинили их в копировании его дизайна, но новый план всё равно был утвержден 2 июля 1901 г. Архитекторы предложили создать проект, разделив его на три части: проспект (534 м) от площади Сан Марциал до Кальяо, бульвар (409 м) из Кальяо на улицу Сан Луис и проспект B (417 м) от улицы Сан-Луис до Алкала. Общая протяженность будущей улицы составила 1316 м, ширина 25 м, за исключением бульвара, который должен был иметь ширину 35 м.

Строительство началось столь широко, что привело к одной из самых больших городских строек того времени в Мадриде. Этот проект обеспечил прямую связь между районами Аргуэльес и Саламанке, разгрузки Пуэрта дель Соль, исчезновение всего кластера узких улиц и обеспечение более удобной связи между станциями Аточа и Принсипе Пио. Хотя проект строительства был утвержден 21 августа 1904 г., работы не были начаты из-за противостояния с соседями, местными торговцами и финансовыми трудностями. Для начала пришлось разрушить более 310 домов и экспроприировать у владельцев 30 участков. В трех последовательных аукционах на начало работ, в 1905, 1906 и 1908 гг. ни одного претендента, так и не было найдено, пока в 1909 г. французский банкир Альберт Мартин Серебряный не выделил 29 млн. песет. Контракт был подписан 19 февраля 1910 г. мэром Мадрида Джозефом Франсос Родригесом.

Начало работы

Наконец работа по строительству Гран-Виа началась 4 апреля 1910 г. Премьер-министру Хосе Каналейасу с мэром Хосе Родригесом Франко, королевская семья во главе с королем Альфонсо XIII, сообщает о важности завершения этой работы именно в это время. Сама же королевская семья поселилась рядом с «Кофейным домом», где сегодня находится здание Метрополис. Оно было украшено гобеленами серии из истории Авессалома Королевской фабрики гобеленов Тапестри. Кроме того, на гобеленах присутствовали королева-мать, Мария Кристина, принцессы Изабелла и Мария Тереза Бурбон, а также принц Адальберт Баварский. В здание были размещены и два стенда, один для членов городского совета и один для дипломатического корпуса, оба украшены гобеленами из серии Фаэтон.

В 11.00 король со своей женой, Викторией Евгенией Баттенберг, прибыл на место начало строительства будущей Гран-Виа и, выслушав старейший государственный гимн Европы - Национальный гимн Испании «Настоящее Марча», выступления мэра и президента, спустился с королевской галереи, направился в дом священника, прикрепленный к церкви Сан-Хосе, и начал его символический снос серебряным топором, передав его после Мартину Сильверу. После этого на месте строительства сразу же начались официальные работы.

В проекте строительства предполагался снос большого количества деревянных домов, в том числе нескольких церквей, а также исчезновение или преобразование многих улицах. Будущий участок должен был занять площадь 142,647.03 м ², в том числе обеспечить появление 48 улиц, строительство 32 новых зданий. По сохранившимся данным 312 домов были разрушены, 44 сровняли с землёй, на 8856 м были проложены тротуары и утилизировано 26365 м3 земли, проложены мощеные улицы и 14335 м водопроводных труб, установлено 274 фонаря. За время строительство было выровнено 61 799 м для больших прогулочных зон, на 18777 м² создан тротуар, гранитные площадки и асфальтированные улицы, протяжённостью 35616 м² и 11 373 м ² соответственно, построено 2502 м канализации, создано 1315 водных источников, электрических проводов и 7024 м свинцовых труб. Также установлено 174 пожарных гидрантов и стояков, 219 66 газовых ламп и ламп в виде люстр.

Этапы строительства

Следуя плану, предложенному Саллаберри и Октавианом, строительство велось в три этапа:

На первом этапе, между улицей Алкала и Монтера, длившееся в период с 1910 по 1915 гг. На 28 марта 1917 г. официально работы были закончены, хотя окончательная сдача произошла 18 июля 1924 г. В проекте проспекта одна из улиц была названа в честь мэра Конде Пеналвера, который подписал начало работ.
Для построения важных зданий были снесены колледж Богоматери Презентэйшон, известный в народе, как «Девушки Леганес», дворец Массерано, дворец герцогини Севильи и на углу улицы Алкала здание.

На месте разрушенного здания были построены 6 новых объектов, из которых сохранилась только Оратория Кабальеро де Гарсия, чья апсида, открытая при сносе дома, покрывавшего её, теперь видна с Гран-Виа.
Также изменениям подверглась и улица Сан-Мигель, которая служила в качестве руководства для строительства первой части будущей Гран-Виа вдоль улицы, на которой в настоящее время южная часть проезжей части существующих проспектов и 9 других объектов были изменены. В первой части строительства, все первые построенные здания были созданы для осуществления торговли различными производителями и торговыми компаниями.

Вторая часть проекта строительства, бульвар между проспектом Сан-Луи и Кальяо, была осуществлена в последующие 4 года, между 1917 и 1922 гг., хотя работа была сдана 20 августа 1927 г. Бульвар был назван проспектом Франциско Пи, в память о бывшем президенте Первой испанской республики. Для строительства второго этапа были снесены 125 хозяйств и четыре улицы. Среди них исчезли улица Хакометрезо от площади Кальяо до Сан-Луис.

В 1921 г., перед завершением работы, было установлено, что первоначальный проект бульвара, усаженного деревьями, мешает движению, поэтому было принято решение удалить его. На этом участке были построены 12 новых объектов, один из которых здание телефонной компании, которая в то время была самым высоким зданием в Европе.
В 1922 г. руководство строительством Гран-Виа взял на себя Орасио Эчеварриета, заменив Мартина Альберта.

Третий этап планировалось продолжить в направлении улицы Хакометрезо к Куэста де Сан-Висенте, почти без расширения, но он был изменен до пересечения с улицей Принцесс, построенной между площадью де Кальяо и Испании. Между 16 февраля 1925 и 1929 гг. проект был завершён, а 22 сентября 1932 г. сдан городу, но некоторые здания были закончены уже после гражданской войны. Проект получил название проспекта, хотя было мнение дать ему имя улица Эдуардо Дато, как дань памяти покойному премьер-министру.

Изначально планировалось, что улица первого этапа будет шириной 25 м, но после было решено расширить её до 35 м, сделав такой же ширины, что и бульвар. Это был самый сложный участок строительства из трех, потому что вопреки тому, что случилось с первыми двумя, расширение и снос коснулся улиц, соответственно, Сан-Мигель и Хакометрезо, но не было никакого способа расширить её безболезненно, поэтому пришлось снести больше зданий и яблоневых деревьев. С её строительством исчезли десять старых улиц и 9 подверглись реформированию, в том числе Леганитос, тёзка улицы, которая должна была привести к площади Испании. Другая трудность заключалась в большом количестве претензий со стороны владельцев, которые отказывались от проведения экспроприации.

Основная проблема возникла по предложению 1926 г., поступившему от советника маркиза Энсинареса, в котором он озвучил ширину улиц на 35 м шире, чем на первом этапе. На этот момент Дворец прессы был уже построен, поэтому расширение можно было сделать только на юге, но это требовало сноса исповедального дома Общества Иисуса, открытого в 1901 г., на что иезуиты ответили отказом. Здание продержалось в течение нескольких лет, но все это закончилось, когда 1 мая 1931 г. дом был подожжен группой неизвестных, в сочетании с роспуском Общества Иисуса в начале следующего года правительство Второй республики добивается экспроприации исповедального дома для продолжения реализации проекта создания Гран-Виа.

Еще в 40-х гг., после перерыва, вызванного гражданской войны, начинается реконструкция площади Испании, ставшая кульминацией Гран-Виа, но не всей её формы, а только части. Чуть позже здесь будут размещаться два наиболее представительных здания города – Здание Испании и Башня Мадрида.

Последние модификации Гран-Виа

Первой поправкой на улице Гран-Виа стал снос одного из зданий в 1921 г., вскоре после которого начинается строительство бульвара, расположенного после в её средней части. Большинство зданий не претерпело существенных изменений с момента его строительства, хотя и произошли некоторые изменения на фасадах, некоторые из которых были наиболее радикальны, как например, исчезновение фасада, созданного первоначально на театре Фонталба.

В 1972 г. с входа на станцию метро улица де Сан-Луис была демонтирована копия храма, разработанная испанским архитектором Антонио Паласиосом. После чего передана в Поррино, Понтеверда на родину архитектора. В области, относящийся к улице Монтера, установили фонтан, разработанный Мануэлем Эрреро Паласиосом и скульптором Мартином Херардо Гальего.

В 2002 г. в общий стиль Гран-Виа была внесена поправка, дороги и тротуары, попытались сделать однородными. На тротуары был поставлен новый гранит, установлены новые скамейки, автобусные остановки, киоски, появились перила. Были также заменены лампы, а рекламные полосы удалены, известные в народе как «вещицы», установленные в середине 90-х гг. по всему городу и спровоцировавшие сильную оппозицию среди общественности из-за их внешнего вида.
В 2009 г. фонтан Эрреро Паласиоса был ликвидирован. Городские власти заявили о размещении копии храма Антонио Паласиоса на своём первоначальном месте. В том же году копия храма была возвращена, но только на улицу Монтера.

Площадь Кальяо

Площадь Кальяо в Мадриде существует с 1860 г. Она появилась на месте пустоши, образованной сносом яблоневых садов между улицей Цены и Кармен. Площадь была названа в память о битве Кальяо в Тихом океане. Строительство Гран-Виа придало ей значение, которого она ранее не имела. В ущерб площади Санта-Доминго, занимавшей главное место в Мадриде в XIX в. В 30-х гг. на площади Кальяо было построено 4 достопримечательности: Адриатическое здание, Дворец прессы, построенный на площади одним из первых, Кинотеатр Кальяо и здание Каррион, известное в народе, как «Капитолий». До строительства здания телефонной компании Дворец прессы был самым высоким зданием на Гран-Виа. Здание "Адриатическое" было спроектировано архитектором Луисом Сайнсом де лос Террерос Гомесом в 1926 г., а построено в период 1926-1928 гг. В скульптуре, расположенной над дверью, в книге, которую держит крылатый лев святого Марка, есть запись на латинском языке: «Мир вам, Марк, мой евангелист».

В 1952 г. на южной стороне площади была основана сеть магазинов Оценочной галереи. Инициатором её строительства стал промышленник Пипин Фернандес, после сноса здания отеля "Флорида". В 1993 г. здесь в пристройке открывается первое отделение FNAC в Испании.
Линия метро № 3 на площади Кальяо была открыта в 1941 г., продлив линию от станции Солнца к Аргуэльес. С другой стороны, в 1968 г. была открыта линия № 5, став первой станцией между Кальяо и станцией Карабанчел.

Исповедальный дом

История этого дома и его название берёт своё начало от учения Святого Игнатия Лойолы, который не хотел называть дом Общества Иисуса общим названием монастырь. Подобное устремление было типично для домов нищенствующих орденов. Решение муниципальных властей снести это здание, чтобы расширить строящуюся Гран-Виа вынудило общество Иисуса подать заявление о предотвращении сноса в суд.

В 1926 г. во время этих судебных разбирательств в Испанской республике наступила диктатура Примо де Риверы. Это политическое событие стало решающим для насильственного решения вопроса по сносу здания. На месте исповедального дома позже было построено здание Лопе де Вега, расположенное на Гран-Виа под нумерацией 53, 55, 57 и 59, на углу улицы Сан-Бернардо. Здание было разработано в 1946 г. архитекторами Хулианом, автором здания Испании на одноименной площади, и Хоакином Отаменди, ответственным совместно с Антонио Паласиосом за строительство Дворца связи на площади Сибелес. Контракт на строительство здания был связан с компанией "Мадрилена Урбанизадора". В самом здании был расположен театр "Лопе де Вега".

В 1944 г. компания Мадрилена Урбанизадора после городских операций, выполняемых на станции Глориета де Куатро Каминос, решает построить здание большого объема в третьей части Гран-Виа. Здание заняло 5200 м2, а его смета превысила 115 000 000 песет. Здание строилось 4 года, с 1945 по 1949 гг. И в 1950 г. здесь открывается отель "Император". Сам театр был торжественно открыт 16 апреля 1949 г. Он специализировался на музыкальных шоу. В 1954 г. здесь был размещён киноэкран, и театр стал кинотеатром "Лопе де Вега", открывшимся 12 декабря того же года.

Строительство третий этап

Некоторые из зданий, которые принадлежат к этому этапу, были построены в послевоенный период в 1939 г., особенно в области Площади Испании. Одним из самых известных зданий стал отель, зарезервированный для будущего здания Каррион, названного в честь своего спонсора: Энрике Карриона. Это здание с течением времени приобрело честь быть архитектурным символом Гран-Виа. На его первом этаже расположено кино "Капитолий", а ранее кафетерий "Манила".

Здание под номером 48 было одним из первых, построенных в этой третьей части, это здание носило название "Новости кино" и считалось одним из театров небольшого размера на Гран-Виа.
В другом здании 1943 г. был открыт отель "Рекс" и кинотеатр с одноимённым названием. В углу блока здания "Лопе де Вега" в 1930 г. открылась одна из самых известных швейных мастерских Мадрида, как раз между улицей Силва и книготорговцев, построенной по проекту архитектора Луиса Диаса де Толоса. В этом здание размещалось кафе "Ируна".

В 1954 г. здесь же открылся театр "Риальто". Строительство последнего здания, построенного на третьем этапе Гран-Виа, началось в 1952 г.
Третий этап в строительстве Гран-Виа стал политическим и социальным проектом. От площади де Кальяо до пересечения с улицей Сан-Бернардо стало заметно влияние республиканской эпохи, именно от этого переходного момента наблюдается послевоенный рационализм в архитектуре. Во время войны третий этап ознаменовался множеством пустырей в структуре Гран-Виа. В ноябре 1936 г. участок Гран-Виа, особенно в области около площади Испании, был чередой парапетов, канав и баррикад.

Довоенный период

Первые театры на Гран-Виа были установлены и открыли свои двери в 30-х гг. После провозглашения Второй испанской республики некоторые из театров используются в качестве мест для проведения общественных событий.

В театре Оперы испанский философ Ортега-и-Гассет выступал с серией лекций на тему «Траектория Республики». Коммерческая деятельность во время Второй республики в Гран-Виа только начинает развиваться. Были построены некоторые торговые центры.
Испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка, создавая свои стихи в Нью-Йорке между 1929 и 1930 гг. во время его пребывания в Колумбийском университете, упомянул в них о сходстве Гран-Виа с улицами Нью-Йорка.

Во время гражданской войны город Мадрид был лоялен к республиканскому правительству. С этого момента он стал военной мишенью для повстанческих войск. Центральное место в Гран-Виа оказалось, случайно, в направлении главного удара наступающих войск. С военной точки зрения он стал маршрутом поставок. 6 ноября Висенте Рохо Луч организовал оборону Мадрида.

Проспект, почти полностью в первых двух частях во время вооруженного конфликта, менял свои названия несколько раз. Перед началом битвы за Мадрид, первые две части были переименованы в «Аллею ЦНТ», и после этого, и во время войны, 4 июня 1937 г., в связи с изменением баланса сил они уже назывались «Аллея России», а третья часть Гран-Виа, которая достигала площади Испании, «Аллея Мексика». Вскоре, в связи с точным указанием видных политических комиссаров в столице, вторая часть изменила свое название на «Авеню Советского Союза», а третий раздел сохранил свое название. Жители Мадрида, из-за частоты, с которой на Гран-Виа падали снаряды во время войны, назвали его «Аллея оболочек» или «пятнадцать с половиной» (обычный снаряд калибра).

Уже в начале ноября начинается битва за Городской университет. А 8 ноября 1936 г. по Гран-Виа прошли Интернациональные бригады, направленные на укрепление фронтов в Монклоа, к северо-западу от города. Часть этого контингента отклоняется от площади Испании и идет на Северный вокзал. Во многих случаях бары и рестораны Гран-Виа были заполнены шпионами, которые получили название «Пятая колонна».

Гран-Виа сильно пострадала от разрушительных последствий некоторых воздушных ударов спорадической отечественной авиации, но в декабре 1936 г. в связи с тяжелыми боями в Мадридском университете и потерей контроля армии Республики над районом Каса де Кампо, город начал ежедневно страдать от шквалов снарядов артиллерии, размещенной на высотах Каса де Кампо, в частности, Серро Гарабитас. С декабря 1936 г. обстрел стал постоянным.
Наиболее часто Гран-Виа бомбили с позиций в области Каса де Кампо, которые соответствовали окрестностям Аргуэльес и центру Мадрида.

Уже в 30-е гг. Гран-Виа стала важным местом шоу-бизнеса и испанского кино. Несмотря на войны и осады Мадрида, Национальные войска на рекламных щитах кинотеатров предлагают некоторые новости, и местные жители посещают их. Существующие кинотеатры демонстрировали кино на испанском, русском и французском языках. Во многих случаях обстрел из пушки с Гарабитас на Гран-Виа совпадал со временем выхода из кинотеатров. Высота некоторых зданий на Гран-Виа сделала их обзорными площадками, как это было со зданием телефонной компании. Во многих случаях артиллерия под командованием генерала Валера делала первые залпы по этому зданию.

Единая Гран-Виа

Чтобы Гран-Виа стала единой и приобрела современный вид, понадобилось почти 40 лет. Само объединение её частей произошло уже в послевоенный период. Восстановление окрестностей Аргуэльеса, разоренного во время войны и Университета достигает площади Испании. Разрушение бульваров Позас и последующая реконструкция генерирует Гран-Виа в качестве основного доступа в Мадрид. В 50-х гг. Гран-Виа становится единой, перестав соответствовать проектам, предложенным в начале века.

Следует отметить, что окончательный чертеж так и не был завершён ни Франсиско Хосе Лопес Саллаберри, ни Андресом Октавио. Даже они предполагали в самом начале создания Гран-Виа эволюционные задачи на пути её развития. Кроме того, её разнообразный стиль кристаллизуется вдоль трех этапов строительства. Некоторые авторы называют их тремя мелочами. Открытие Гран-Виа критикуется как возможное последствие бедного расположения железнодорожных станций. Некоторые американские авторы, как Эрнест Хемингуэй, увидев Гран-Виа, сравнили её с маленьким Бродвеем. А с исторической точки зрения писатель дал ей определение «хронотоп».

Послевоенный период

После гражданской войны из-за многочисленных повреждений Гран-Виа выглядела очень неуютно и тускло.
В 1939 г. был создан Совет по реконструкции Мадрида, который установил правила для восстановления города. Третья часть Гран-Виа от соединения с улицей Сан-Бернар, в основном была опустошена, медленно страдая от различных санитарных и строительных работ. Современный образ Гран-Виа принимает после гражданской войны и диктатуры Франко, а с 24 апреля 1939 г. она уже называется «проспект Хосе Антонио Примо де Риверы», в честь основателя фаланги. Это имя было присвоено сразу трём секциям, но наименование Гран-Виа всё ещё оставалось.

Режим использует Гран-Виа в качестве места для своих военных парадов и официальных приемов. Один из них относится к приёму американского президента Ричарда Никсона в октябре 1970 г. А ранее 6 октября 1969 г. Гран-Виа принимала астронавтов: Олдрина, Коллинза и Армстронга.
В этих событиях Гран-Виа взяла на себя роль, которая была у Пуэрта-дель-Соль.

Гран-Виа и история туризма

Одним из первых зданий на Гран-Виа для туристов - это отель "Флорида", проект которого был разработан и осуществлён архитектором Антонио Паласиосом.
В первой части Гран-Виа в здание под номером 12 в сентябре 1931 г. был открыт музей-бар "Чикоте" барменом отеля Ритц Перико Чикоте. Известность и популярность у посетителей такой необычный музей приобрёл уже в 1941 г. Этот музей-бар стал одним из первых американских баров в Испании, которые предлагали неизвестные ранее в стране напитки – коктейли.

У театров появляются торговцы, предлагающие свои услуги. Местом встречи теперь становятся многочисленные кафе и бары. Первый американский бар, который открылся на проспекте, был бар "Пидукс". Уже позднее открылись кафетерии "Калифорния", "Майами", "Фума", "Захара", "Манила", расположенный в подвале здания Капитолия. Кафетерии с двумя этажами "Спидум" и "Миллер" появились во второй части Гран-Виа.

В 1969 г. в здание "Каррион" был расположен бар "Швепс", где предлагался один безалкогольный напиток, впоследствии ставший столь популярным. В послевоенное время стали очень популярны террасы, особенно весной, летом и осенью, создающиеся вокруг площади Кальяо и проспекта Сан-Луис. Самые старые кафе с террасами на Гран-Виа – это "Фума", "Захара", "Ируна", "Эль Абра", "Спидум".

В 60-е гг. в Испании возникает явление, которое затрагивает пешеходов, спускающихся по Гран-Виа. В это время начинает увеличиваться количество туристов, которые желают посетить Мадрид, прежде чем отправиться к побережью.
С появлением туризма в 60-х гг. кафе с террасами получили второе дыхание, а сама Гран-Виа становится местом важным и для мира моды. В настоящее время здесь часто можно увидеть людей, одетых в лучшие модели сезонов. Многие известные дизайнеры имеют на улице Гран-Виа свои магазины и дома моды.

Ла Гран-Виа - переходный период

Во время переходного периода при назначении 25 января 1982 г. мэром Мадрида Энрике Тиерно Гальвано, все три части проспекта получили официальное название, под которым и были известны ранее, Гран-Виа. На углу улицы Гран-Виа и Монтера открывается одна из первых франшиз фаст-фуда сети Макдоналдс в Испании.
Появляется первый магазин-дом ювелирных изделий Алехандро, ранее Тиффани, с деревянными витринами и мраморной лестницей. Великий испанский художник Антонио Лопес Гарсия создаёт в период 1974-1981 гг. картину, посвящённую первой части проспекта, которая прославила Гран-Виа. Неоновая вывеска Швепс, вывешенная на здании Капитолия, становится защищенным объявлением, что позволяет избежать её демонтажа.

Гран-Виа подвергалась в 90-е гг. некоторой реконструкции. На улицах были убраны и установлены некоторые фасады. В 1995 г. режиссер Алекс де ла Иглесия в фильме «День Зверя» изображает неоновое здание Каррион. За десять лет до него Хосе Луис Гарсии в своих двух фильмах снимает Гран-Виа. Директор Алехандро Аменабара в 1997 г. в первой сцене своего фильма демонстрирует пустынный проспект в его третьей части.

Театры Гран-Виа

Строительство Гран-Виа на последних двух этапах привело к созданию более десятка ресторанов, специализирующихся на проведении шоу. Это превратило проспект в своего рода Бродвей, где можно посетить как кинотеатры, так и театры. Одним из первых театров на Гран-Виа стал Фонталба, во время войны носивший имя «Театр людей». В 60-е гг. он назывался «кинотеатр братьев Кинтеро». Он был одним из первых, который пострадал от сноса. Открылся этот кинотеатр 20 октября 1924 г. с премьеры работы Хасинто Бенавенте «Права подозреваемого».

В 1926 г. испанскому архитектору Луису Гутьерресу Сото поручается строительство на площади Кальяо здание, где будет размещаться кинотеатр. Здание кинотеатра Кальяо было построено за 8 месяцев, в течение весны и лета 1926 г., а открыл он свои двери 11 декабря 1926 г. с показа немого фильма «Луис Канделас, бандит Мадрида». В это же время становятся широко распространены образы кинотеатров с большими окрашенными билбордами на стенах.

Своего культурного пика Гран-Виа достигает, когда здесь открывается 13 кинотеатров, где показывали новые фильмы, привезенные из разных частей света. Появление театров на улице Гран-Виа относится к периоду десятилетия между 1920 и 1930 гг. Во время Гражданской войны, несмотря на взрывы, их работа продолжалась. В третьей части проспекта размещались бальные залы. В конце XX в. количество кинотеатров снижается, освобождая место для других видов развлекательных и культурных мероприятий.

Дворец музыки на Гран-Виа № 35 был построен между 1924 и 1926 гг. Строительство дворца от имени "Корпорации шоу" было поручено архитектору Секундино Зуазо. Это здание стало одним из крупнейших театров на Гран-Виа. Оно было открыто 13 ноября 1926 г. под названием "Театр Сэйдж" с концерта под управлением дирижёра Лассаля. На следующий день в нём был показан первый фильм «Американская Венера». До 1928 г. это здание ещё не было известно, как дворец музыки. Кинотеатр "Авеню" на Гран-Виа № 37 было построено между 1927-1928 гг. Дворец прессы на Гран-Виа № 46, разработанный Петром Мукуруза, введён в эксплуатацию и открылся в том же году, что и Дворец музыки. Первый камень в его фундамент заложен королем Альфонсо XIII 11 июля 1925 г. Три с половиной года спустя, 2 января 1929 г. показом фильма «Путь всякой плоти» на Гран-Виа № 54 открылся кинотеатр "Риальто", построенный в период с 1926 по 1930 гг.

После этих кинотеатров в 30-е гг. начался новый этап строительства подобных зданий. В 1931 г. архитектору Мануэлю Муньосу Касавусу было поручено спроектировать здание в третьей части на углу Гран-Виа. Сегодня в этом здании открыт отель. А 22 декабря 1932 г. оно работает в непрерывном режиме в качестве кинотеатра, представляя последние новинки в мире кино.

"Колизей" на Гран-Виа № 78 был разработан архитектором Хасинто Гереро между 1931 и 1933 гг. Детский кинотеатр "Империал" на Гран-Виа № 32 построен в период 1933 по 1935 гг. Другой кинотеатр «Капитолий» на Гран-Виа № 41 возведен при содействии Энрике Карриона по проекту Луиса Мартинеса Федучи и Висенте Эседа между 1931-1933 гг.
К другим театрам на улице Гран-Виа относятся "Рекс" (№ 43), "Лутксана", "Палафокс" и "Сид". Позже, в 40-е гг. был открыт "Лопе де Вега", став более современным, чем другие довоенные кинотеатры.

XXI век

Путь к современному виду для Гран-Виа начинается ещё с 1900 г., когда её строительство только началось и продолжилось до 1936 г. Начавшаяся Гражданская война стала периодом летаргии для развития улицы. Этот тихий период продолжался в городе до 50-х гг. и держался вплоть до прихода 60-х гг., который был отмечен чрезмерным ростом населения в мегаполисе Мадрид. Его пригороды были густо заселены внутренней миграцией, вызванной быстрой индустриализацией, незапланированным ростом и расширением услуг для населения. Новые социальные концепции развития Мадрида возникают в период экономического кризиса 70-х гг. и период становления демократии. И главной причиной, по которой важное место в городских преобразованиях отводится Гран-Виа, является та, что ей на протяжении прошедших десятилетий удаётся оставаться главной улицей Мадрида, хоть и неофициальной.

В 2002 г. реформированию подверглись дороги и тротуары, чтобы улица стала однородной. Были установлены новые скамейки, заменён старый гранит на тротуарах. Начало века характеризуется и постепенной ликвидацией кинотеатров, которые когда-то были популярны, некоторые из них преобразованы в концертные залы, а другие - в новые магазины одежды. Постепенно здания начинают использовать в соответствии с коммерческими и социальными целями. В то время как старые сети магазинов, аркады и кинотеатры исчезают или предлагают другие формы развлечений.

Столичные торжества

Пространство Гран-Виа используется как место массовых торжеств, особенно после визита американского президента Дуайта Эйзенхауэра в 1969 г. Сегодня на Гран-Виа проводится несколько массовых мероприятий таких, как празднование "Белых ночей" и организация карнавалов. Стоит отметить королевскую свадьбу принца Филиппа и Летиции Ортис в апреле 2004 г., когда молодожены проехали по Гран-Виа. Здесь же проходило и празднование первого Кубка мира, завоёванного Национальной сборной Испании на Чемпионате мира по футболу, проходившем в ЮАР в 2010 г.

Столетие Гран-Виа

Гран-Виа в Мадриде начинает своё следующее путешествие после пересечения столетнего рубежа с перехода на создание пешеходных зон во многих районах в центре города. Примером этого является площадь "Кальяо".
Из некоторых поступивших предложений звучит желание представить Гран-Виа, как сад. В торжествах по случаю столетия со дня строительства Гран-Виа 5 апреля 2010 г. принял участие и король Испании Хуан Карлос I, на следующий день после проведения официальной королевской церемонии. Церемония была простой и характеризовалась установкой модели Гран-Виа перед зданием "Метрополис" и посещением книжного магазина «Дом книги», которому королевская семья подарила полное собрание сочинений известного испанского писателя Мигеля Эрнандеса.
Празднование столетия Гран-Виа проходило и во время фестиваля "Сан Исидро Лабрадор". Гран-Виа была украшена синим ковром, который покрыл первую и вторую часть улицы. В этот день в трёх точках улицы: Сан-Луис, площадь Кальяо и Испании, - прошли большие концерты.

Новая Гран-Виа

В 80-е гг. Гран-Виа постепенно становится важным финансовым центром Мадрида. Развитие улицы проходит по важному экономическому сценарию, который стал отражением изменений, произошедших в компании, которая задумывала все три секции Гран-Виа единым целым. В каждой из трёх секций появляются свои финансовые гиганты и компании, но через определённый период времени элегантные здания, которые когда-то служили штаб-квартирами банковских и страховых компаний, становятся постепенно отелями, роскошными магазинами и универмагами.

Имена

На протяжении всей своей истории, Гран-Виа имела несколько официальных названий, а также просто популярных. Сначала, как уже говорилось, её строительство было разделено на три секции, которые были посвящены соответствующим современным символам. Авеню называлось улица Эдуардо Дато, бульвар - Пи авеню, а авеню В - улицей Конде де Пеналвера.

За три месяца до Гражданской войны, в 1936 г., первые две части были переименованы в аллею "Национальной конфедерации труда". Уже во время войны, они стали известны как аллея "России". В ноябре 1937 г. название было снова изменено на проспект "Советского Союза", ознаменовавшись размещением доски из камня со щитами Второй испанской республики и Советского Союза и текстом «подарок друзей СССР».

В этот период были и другие популярные имена, как Авеню оболочек или бульвар, Аллея пятнадцать с половиной, ссылавшаяся на снаряды армии Франко, попавшие на верхние этажи здания телефонной компании, которая использовалась в качестве военной обсерватории. В 1937 г. секции Эдуардо Дато было дано название авеню "Мексика".
В конце Гражданской войны в 1939 г., с победой Франко и его вступлением в Мадрид, Гран-Виа была переименована 24 апреля в честь Примо де Риверы. Это же название было и у станции метро Гран-Виа. Несмотря на названия, введённые режимом, многие люди продолжали называть улицу Гран-Виа.

Использование

Кроме того, чтобы выступать в качестве коммуникационного маршрута с восток на запад, Гран-Виа была задумана как место встречи граждан, как коммерческий центр и зона отдыха. В этих двух отношениях, проявились изменения в привычках местных жителей, так как здесь появился первый универмаг в городе, роскошные окна, большой театр и кафе, которые стали частью жизни горожан в течение первых десятилетий прошлого века.

Первая часть Гран-Виа, между улицами "Алкала" и "де Сан-Луис", была посвящена с самого начала для размещения дорогих магазинов, в подражание другим улицам, появившимся в XIX в. по всей Европе, таким, как улица "де ла Пэ" в Париже, "Риджент-стрит" в Лондоне, "Галерея Виторио Эммануэля II" в Милане. Примечательно, что на Гран-Виа магазины модной одежды открылись в качестве складов Родригесом Санчес-Рубио Самаралом. Кроме того, в этой части улицы появились магазины ювелира Алдана, Перера и Санса, автосалоны "Ченард-Уолкер", "Фиат", "Форд" и "Испано-Суиза", кафе, как "Вип Абра", "Пидукс" или "Миллер Сицилии", страховые компании, как "Союз и Феникс", или "Сегурос Ла Эстрелла" и такие отели, как "Рим". Хотя до сих пор эта часть Гран-Виа сохраняет свои первоначальные функции, всё же с 60-х гг. концентрация подобных учреждений здесь начинает снижаться, уступая место другим менее специализированным учреждениям. В этой части также были открыты игорные дома, удовлетворяющие потребности дворянства в начале ХХ в.

Во второй части, на площади "Кальяо", которая является самой просторной, создана атмосфера настоящего бульвара. С самого начала, с открытия станции метро "Гран-Виа" в 1919 г., площадь стала местом непрерывного движения приходящих и уходящих людей. Здесь в январе 1924 г. был открыт первый универмаг в Мадриде компанией «Париж-Мадрид», став одним из первых зданий в городе, имеющим эскалаторы. После банкротства здание будет приобретено в 1934 г. компанией «Сепу» для открытия своего филиала в Мадриде. Два других универмага, "Английский корт" и "Оценочная галерея", появились недалеко от площади "Кальяо". Здесь же было открыто множество страховых компаний, директорами которых в большинстве своём и были владельцы зданий, в которых они располагались.

С 50-х гг. XX в. с ростом туризма начинается открытие многочисленных отелей. Это был золотой век, ознаменованный открытием кафе, баров и ночных клубов, в том числе знаменитого "Пасапога". Также следует отметить особенность, отличающую весь второй этап строительства Гран-Виа, все здания были построены настолько универсально, что в них можно было открыть и кино, и театр. Были построен дворец музыки и сеть кинотеатров "Авеню". В 80-х гг. на Гран-Виа № 25 открылась сеть флагманских магазинов, где продавались альбомы рок-исполнителей Мадрида.

Третья часть Гран-Виа, площадь "Испании", стала местом для развлекательных центров, кинотеатров, театров, клубов, кафе в американской манере, книжных магазинов и магазинов розничной торговли, продающих одежду и множество других вещей. Здесь было создано большое количество офисных зданий. Во время гражданской войны, из-за его близости к фронту, эта область Гран-Виа пострадала сильнее всего.
В настоящее время около 50 000 автомобилей ежедневно ездят по Гран-Виа, а автобусы совершают более185 рейсов. На Гран-Виа расположен 41 отель, 15 отделений банков, 4 кинотеатра, 3 театра и 2 музея. Она освещается 149 фонарями. Здесь всегда весело и шумно.

Самые знаменитые здания Гран-Виа

Здания Гран-Виа, являясь частью единого плана, во всех отношениях отличаются похожей высотой и шириной. Тем не менее, построенные на протяжении почти полувека, свидетельствуют об явной эволюции в архитектуре улицы, стиле историзм, внесшего первый вклад в функционализм района недалеко от площади "Испании".

Первая часть Гран-Виа

Здания между улицами Алкала и Сан-Луис отличаются присущим им типом историзма. Некоторые из зданий стали отражением восстановления испанской архитектуры прошлого, будучи построенными в необарочном или стиле неоренессанс, другие же испытали на себе французское влияние. Из наиболее известных и интересных зданий Гран-Виа в первой части стоит отметить:

Здание "Метрополис", 1911 г., построенное по проекту архитекторов Жюля и Раймонда Февриера. Строго говоря, это здание не относятся к этой улице, будучи расположенной на улице "Алкала" под номером 39, но по сравнению с площадью "Сибелес" служит несомненным знаком Гран-Виа.
Здание на Гран-Виа № 1(1916-1917), архитекторы Эладио Ларедо и Карранса. Отличается эклектичным стилем, рельефной плиткой и модернистским влиянием. На протяжении всей своей истории оно было занято кафе "Миллер", рестораном "Миллер-Сицилии", домом пианино или ювелирных изделий с 1952 г., где открылся собственный музей.

1917 г. Гран-Виа № 2 здание «Великое Пенья», архитекторы Гамбра Эдуардо Санз и Антонио де Зумаррага. 1918 г. № 3 архитекторы Хавьер и Луис Федучи. 1917-1919 гг. здания под номером 4 и 6, архитекторы Хосе Мендоса и Уссиа и Хосе Арагон Прэриэ. Гран-Виа № 5 – бывший монастырь Иосифа Арриллага. Здание компании «Звезда страхования» № 7, здание № 10 (1917-1922 гг.) Педро Матета, созданное в стиле неоренессанса.

Первый дом, завершённый в 1915 г. в этой части Гран-Виа, расположен под номером 8, его архитектором является Франсиско Переса де лос Риос. Проект здания № 9 принадлежит Франциско Рейналсу. 1915-1917 гг. Здание на Гран-Виа № 11 было построено архитектором Цезарием Ирадиером, как отель де лас Летрас, известный во время строительства, как дом графа Артаза. В 1932 г. в здании № 12, построенном Эдуардо Рэйналсом, был открыт бар "Чикоте", а затем и одноимённый музей. Этим архитектором было построено и здание под номером 18 с 1915 по 1916 гг. В архитектуре военного клуба, на Гран-Виа № 13, архитектора Эдуардо Санчеса Эзнарриага заметно влияние барокко, но с более современным видом навеса из железа и стекла, охватывающим вход. Здание на Гран-Виа № 15 построено Хуаном Гарсия Каскалесом.

На заднем фасаде оратории дель Кабальеро де Грасия 1916 г. под номером 17, видна только апсида церкви, разработанная известным испанским архитектором Хуаном де Вильянуэва. Архитектор Карлос де Луке разработал новый фасад в соответствие с остальной частью здания. В 70-е гг. Хавьер Федучи и Бенллиуре оставил апсиды здания в виде большого банта на передней луке. Другие здания были построены в 1915-1916 гг. Здание № 19 Франциско Каперо относится к 1977 г. Гран-Виа 21 построено в 1915 -1918 гг. Хулио Мартинесом Салата, 22 – в 1919 г. архитектором Секундино Зуазо, № 23 - архитектором Висенте Гарсия Кабрера и Ломасом Манчобесом. А здание торгово-промышленного союза на Гран-Виа № 24 с 1918 по 1924 гг. Хоакином и Луисом Сайнс де лос Терреросом.

Вторая часть Гран-Виа

Здания старого бульвара Гран-Виа созданы в более офранцуженном стиле, а некоторые из них в американском:
Гран-Виа № 23 (1918-1923 гг.) построено Хосе Эспелиус Ангуада и Висенте Агусти Эльгуеро. Гран-Виа № 25 (1920-1925 гг.) – Модестом Лопес Отеро, № 26 (1914-1916 гг.) – Аранда Пол Санчесом. Под номером 27 на Гран-Виа расположен дом Матезанса (1919-1923 гг.), созданный испанским архитектором Антонио Паласиосом для коммерческого использования. В нём чувствуется американское влияние Чикагской школы архитектуры. Под номером 28 на Гран-Виа расположено здание телефонной компании Игнасио Карденаса, строившееся на протяжении 3-х лет с 1926 по 1929 гг.

Гран-Виа № 29 – здание "Каса дель Либро", офис Иосифа Ярноза Ларроса, № 30 – театр "Фонталба" (1919-1924 гг.), Саллаберри и Теодора Анастоса, № 31 – здание Хосе Мигеля де ла Квадра Сальседо (1925-1927 гг.), на первом этаже которого расположено кафе "Захара". Под номером 32 на Гран-Виа до 1929 г. располагалось самое высокое здание компании "Мадрид-Париж", пока не было превзойдено зданием Телефонной компании. В 1934 г. после приобретения здания для размещения магазинов «Сепу», оно претерпевает серьёзные изменения под руководством первого архитектора в сотрудничестве с Хосе Лопес Саллаберри.

Дом № 33 построен в 1922 г. Полем Аранда, № 34 (1921-1924 гг.) здание архитекторов Антонио Паласиоса и Иосифа Ярноза Ларроса. В нём первоначально размещался отель "Альфонсо XIII". Гран-Виа № 35 и 37 - это дворец музыки Секундино Зуазо Угальде, 1926 г., и кинотеатр "Проспект", 1927-1928 гг., Хосе Мигеля де ла Квадра Сальседо. № 38 – отель «Атлантик», проект Хоакина Салдана Лопеса, был построен в стиле эклектика, его первым владельцем был маркиз, чей герб, выбит на передней крышке фасада. Страховая компания «Адриатическая» расположена под номером 39, работа Луиса Сайнс де лос Террероса 1926-1928 гг. Здания № 40 (1926-1927 гг.) Хосе Мигеля де ла Квадра Сальседо, № 42 – 1923-1926 гг. Педро Мотета, № 44 (1922-1925 гг.) Теодора Анастоса, а под номером 46 на Гран-Виа расположен Дворец прессы, построенный в 1924 г. по проекту Педро Мугуруза Отано. Его кинотеатр с двойным амфитеатром вмещал 2000 зрителей.

Третья часть Гран-Виа

В третьей части были построены современные здания рационалистического стиля, но есть некоторые, которые отличаются влиянием предыдущей эклектики.
Здание "Каррион" (1931-1933 гг.) под номером 41 построено по проекту Луиса Мартинеса Федучи и Висенте Эседа и Эседа. Гран-Виа № 43 (1947 г.) с кинотеатром "Рекс" - Луиса Гутьерреса Сото. Гран-Виа № 47 (1930 г.) принадлежит к работам Эдуардо Фигероа. Гран-Виа № 48 (2010-2012 гг.) – проект Рафаэля де ла Ос-Кастаниса. Это первое здание XXI в. в Гран-Виа современного и новаторского стиля, которое не имеет никакого отношения к арт-деко стилю 1920-х гг., которым обладают другие здания. Его создание было подвергнуто резкой критике за заметное нарушение эстетики всей улицы. Здание на Гран-Виа № 49 Еугенио Фернандес Кинтанилья и Хосе Осуна Фахардо принадлежит к рационалистическому стилю.

Гран-Виа № 52 – архитектор Луис Диас де Толоса, здание "Лопе де Вега" (1945-1949 гг.) занимает номера 53, 55, 57 и 59 и создано по проекту Хоакина и Хулиана Отаменди. Здесь размещался большой подземный торговый центр, гостиница и театр "Лопе де Вега", открытый в 1949 г. с шоу «Тонадила» Конча Пикуера и преобразовано в кинотеатр в 1954 г. В 2003 г. здание было отремонтировано, а отель, открытый в нём был переименован в "Императорский", торговый центр уменьшен в длину. Гран-Виа № 54, 1930 г., создано по проекту Хосе Арагона и Мендоса и Уссиа, в нём был открыт кинотеатр "Риальто". Свою работу кинотеатр начал 17 октября 1930 г. с фильма студии "Парамаунт". В период с 1932 и 1934 гг. кинотеатр назывался «Астория». 6 мая 1957 г. здесь был продан последний билет.

Дома № 56 (1928-1929 гг.) – архитекторы Иисус Муньос Карраско и Висенте Гарсия Кабрера, № 58 (1927-1928 гг.) – Луис Лопес Лопес, № 60 - здание испанского банка (1930 г.) – Эмилио Ортиса де Виллаиоса. Оно увенчано в центре скульптурой Викторио Мачо, № 62 – работа Ломаса и Хесуса Мартин Гарсия, 64 – Фернандо де Эскондриллас. А Здание № 66 было построено на месте старого рынка "Мостенсес" по проекту Германа Альвареса Сотомайора. Гран-Виа № 70, 1945 – 1946 гг., кинотеатр "Помпеи" - проект Пан де Торре, № 72 (1952 г.) – последнее здание, построенное в блоке отеля Гран-Виа, проект Энрике Генри Кола. Отель "Мемфис", 1953-1954 гг. под номером 74, построенный Мануэлем Браун Кабаниес для размещения кинотеатра "Веллуссиа". Здание "Колизей", расположенное на Гран-Виа № 78, построено в период с 1931 по 1932 гг. архитекторами Касто Фернандес-Шоу и Педро Мугуруза. Здание, в американском стиле, было заказано Хасинто Гереро. Его театр был открыт 10 декабря 1932 г. с фильма "Чамп".

На площади Испании, являющейся неотъемлемой частью Гран-Виа, расположено два здания - её визитные карточки, это здание Испании и башня Мадрида, высотой более 100 м. Именно последняя, будучи построенной в 1957 г. считалась самым высоким зданием в Европе, пока не была построена башня Пикассо.

Гран-Виа в культуре
Музыка

Композитор Федерико Чуека с либретто Филиппа Перес Гонсалеса создал оперетту под названием «Большая дорога», которая воплотила в себе социальные потрясения, вызванные планами строительства Гран-Виа.

В фильмах

В фильме 1950 г. Эдгара Невилла «Последняя площадь» есть сцена на улице Гран-Виа, кроме этого ещё в фильме «Гаишник Маноло» Рафаэля Дж. Шалфея 1956 г. Гран-Виа изображается на протяжении всего фильма «Трещина» 1981 г. и «Трещина II», 1983 г., Хосе Луиса Гарсии, где демонстрируется её образ в начале 80-х гг. В фильме «День зверя» 1995 г. показывается здание Каррион. А также в фильмах «Девушки из Красного Креста», 1958 г., «День Святого Валентина», 1959 г. В фильме «Открой свои глаза», 1997 г., Алехандро Аменабара можно увидеть сцену, в которой Эдуардо Норьега идёт по пустынной улице Гран-Виа.

Как добраться
Метро

На Гран-Виа можно добраться линиями №№ 2,3,10 – до площади Испании
№ 2 – до станции Санто-Доминго
Линии № 3,5 – остановка Кальяо
№ 1,5 – до станции Гран-Виа

Автобусом

№№ 1, 2, 3, 44, 46, 74, 75, 133, 146, 147, 148, 202
М2 №№ 16, 18, 19, 20, 21

  • Дополнительная информация и услуги
  • Географические координаты: Долгота - -3.7038850999999795, широта - 40.4201777
  • Стоимость: Бесплатно
  • График работы
  • Часы работы: См. описание
  • Выходные дни: См. описание
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Пока никто не отметился
Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)
Видеоролики
Испанские десерты
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
+2
Молочные натильяс (natillas) - типичный испанский десерт
Рецепты испанских закусок и салатов
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
+1
Испанская кухня: рецепт приготовления бутерброда Браскада
О Испании
Кордова – город на стыке культур…
+1
Кордова – город на стыке культур…
О Испании
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
+1
Вулканическое вино. Вулканические виноградники на острове Лансароте
О Испании
Интересные факты об Испании и испанцах
+1
Интересные факты об Испании и испанцах